Работа с освещением — важная часть дизайна. Правильно спроектировав и выставив свет, можно зрительно переиграть объёмы, расширить пространство или сделать его более уютным и камерным. О пяти основных трендах в современном светодизайне поговорили со специалистом по интерьерному освещению Денисом Лощаковым.
Денис Лощаков
директор «Лайтфою»
Компания занимается комплексными поставками интерьерного, промышленного, архитектурного освещения, выполняет проектирование и монтаж светового оборудования под ключ.
1. Свет «из ниоткуда»
Часто дизайнеры отказываются от традиционных светильников и выбирают рассеянный свет, который идёт словно из ниоткуда. Подсветка не перегружает интерьер, но оставляет его светлым, ярким. Приборы при этом располагают за полупрозрачными панелями и мебелью, используют архитектурные гипсовые светильники, а также встраивают в стены диодные ленты.
Денис Лощаков: Скрывать источник света — тенденция, которая появилась довольно давно, с приходом на российский рынок таких брендов, как Delta Light, Iguzzini, TAL, XAL, PANZERI, ARTEMIDE. Этот тренд оказался долгоиграющим, и сейчас, когда в интерьерах преобладает современный стиль, освещение подбирают в соответствии с ним.
В моде также эклектика — когда классические светильники соединяют с современными функциональными моделями. Такая комбинация смотрится выигрышно.
2. Разнообразие световых сценариев
Чем больше вариантов освещения присутствует в интерьере, тем этот интерьер представительнее и дороже. Поэтому современные дизайнеры активно используют в качестве общего, заполняющего света потолочные или закарнизные светильники, а в качестве рисующего — точечные светильники в отдельных зонах. Также не теряют своей актуальности осветительные приборы, которые сами по себе являются декором.
Денис Лощаков: сейчас комфортное освещение можно выстроить вообще без видимых люстр и ламп. Но всевозможные бра, подсветки, дизайнерские люстры — это вещи, которые обращают на себя внимание и становятся акцентом. Всё зависит от стиля. Минимализм в освещении хорош, если он адекватно вписывается в концепцию всего интерьера.
В интерьере, выполненном в неоклассике, настенные светильники и люстры работают на атмосферу. Вариантов масса: это может быть бабушкина чешская люстра, которую заказчик творчески переосмыслил и перекрасил в мастерской. Или современная, из муранского стекла, изготовленная на заказ, которая доставит особое визуальное наслаждение.
Несмотря на то, что многие дизайнеры отказываются в своих проектах от люстр, они никогда не выйдут из моды. Может меняться дизайн, появляются новые интересные материалы, формы, но сама по себе люстра — это вещь вечная. Выбор ограничивается только бюджетом и стилевой концепцией.
3. Максимальная индивидуальность
Свет в доме можно целиком «настроить» под конкретного человека и его потребности — технических возможностей масса. Даже небольшое помещение можно полностью переиграть, добавить ему объёма, сделать визуально более разнообразным, если продумать разные варианты освещения. Особенно это заметно в сдержанных монохромных интерьерах — за счёт разнообразия источников света удаётся создать новые полутона, оттенки.
Денис Лощаков: дополнительное удобство создают прогрессивные системы управления светом: например, есть возможность интегрировать его в голосовые помощники вроде «Алисы» или «Алексы», в систему «Умный дом». Кроме функции включения и выключения света, можно менять режимы, менять световую температуру. Мягкий тёплый свет подходит для отдыха, создания уюта, а нейтральный — более «деловой», он оптимален для мозговой активности, подходит для рабочих зон.
Однако в целом биодинамическое освещение в нашей стране нельзя назвать суперпопулярным — такие «игрушки» иногда выбирают молодые заказчики в возрасте до 30 лет, старшее поколение в этом отношении более консервативно.
4. Миграция промышленных решений в жилые интерьеры
В современных интерьерах активно используются подходы, которые раньше применялись в промышленности или в коммерческих интерьерах, — например, подсветка мебели когда-то была традиционным решением для клубов и кафе, а теперь часто присутствует в домах и квартирах. Ещё одно решение, которое пришло из «профессионального» света, — это трековые системы.
Денис Лощаков: Конечно, о прямой миграции промышленных решений в интерьер разговора нет, это, скорее, явления на стыке промышленного и интерьерного света. Да, это выглядит актуально, но всегда сначала нужно тщательно проанализировать каждую зону, которую вы собираетесь подсветить.
Можно подсветить ступени лестниц, но свет подчеркнёт пыль, а это портит общую картину. Двунаправленные бра, которые сейчас часто можно встретить в спальнях и гостиных, смотрятся здорово, но требуют идеальной отделки стен. И так далее — у каждого варианта есть свои плюсы и минусы.
Трековые светильники, которые позволяют выделить конкретную зону, — это почти всегда удачное решение. Поворотные светильники дают возможность гибко настраивать свет, это даёт хороший эстетический эффект и не противоречит здравому смыслу. Используя достаточно яркое точечное освещение, общее можно включать реже, а значит, экономить электроэнергию.
Отдельная история — всевозможные многофункциональные светильники, инсталляции. Такие решения часто используют в торговых центрах, клубах, ресторанах. Это могут быть люстра-вентилятор или набор светильников-подвесов, которые движутся, и композиция постоянно меняется, или люстра-аквариум. Всё это — технически непростые и дорогостоящие истории, но реализовать их вполне возможно и в частном доме, если есть такой запрос.
5. Практичность: больше света с меньшими затратами
Современное оборудование позволяет создавать отличный уровень освещённости без лишних затрат. Важно правильно рассчитать необходимое количество точек освещения и тип светильников. С помощью светодиодов можно получить больше света при меньших расходах.
Денис Лощаков: Важнейший этап работы — создание чек-листа для заказчика, формирование сметы. Мы подробно обсуждаем все зоны, то, как они будут использоваться, и конкретные световые решения для каждой из них. Свет в интерьере в среднем используется от трёх до пяти часов в сутки, но нагрузка на освещение и ожидания от него должны быть просчитаны заранее.
Общие тенденции таковы: встраиваемый свет — это всегда достаточно дорого, например, подшпаклёвочные светильники дороже накладных, и они всегда требуют использования качественных материалов, аккуратной работы с покрытиями. Мебельная подсветка тоже требует затрат — такую мебель всегда изготавливают на заказ. На бюджет влияет и управление светом. Во многих случаях достаточно традиционных выключателей — они вполне справляются со своей функцией, и переплачивать не придётся.
На обложке: Home-designing
Комментарии