В Светлое воскресенье завершается самый строгий и длинный в году Великий пост и отмечается чудесное воскрешение Христа. Пасхальное застолье — всегда радостное, торжественное, изобильное, и сервировка должна быть ему под стать. Как сервировать стол в русском стиле на Пасху, узнали у стилиста-декоратора Анастасии Малиновской.
Анастасия Малиновская
художник, стилист-декоратор
Образ для вдохновения
На создание этой пасхальной сервировки меня вдохновила поездка во Владимир — древний русский город с уникальной архитектурой. Ярким впечатлением стал белокаменный Дмитриевский собор, построенный в XII веке. На южном фасаде собора домонгольского периода символически изображена история вознесения Александра Македонского — сюжет, широко распространённый в античной и средневековой литературе и архитектуре, смысл которого — сакральность царской власти и духовное преображение человека. Этот сюжет перекликается с Христовым вознесением.
И вторым источником вдохновения стали восхитительные работы мастеров-керамистов Елизаветы Кладочной и Екатерины Серёгиной, в которых они обращаются к традиционным русским формам и орнаментам.
Центральный образ композиции сервировки — бескрайнее русское поле, которое очищается от снега и готовится к севу. В качестве фона я использовала скатерти двух оттенков — небелёный и белёный лён. Придать динамики помогли фигурки из дерева, подсвечник, вазы в форме куполов. Аутентичная деревенская фактура появилась благодаря деревянной ночве и расписным деревянным ложкам. Эти предметы декоративны, но и функциональны — ими действительно можно пользоваться за столом.
Предметы сервировки
- тарелки в русском стиле
- деревянная ночва
- льняные скатерти и салфетки
- вазы для цветов и подсвечники в форме куполов
- деревянные кони
- приборы
Шаг 1: покрываем стол скатертью
Белая льняная скатерть — традиционное решение для пасхального стола. Но я предлагаю разнообразить фон, сделав покрытие многослойным. Первый слой — длинный холст, который полностью закрывает стол, а второй, верхний — более короткий отрез ткани, с помощью которого можно создать «фартук» с красивыми драпировками. Это придаст сервировке дополнительный объём и фактуру.
Шаг 2: создаём центр композиции
Центральная часть композиции — символы Пасхи: праздничный кулич и яйца, белые или окрашенные в яркие цвета, а также ночва с яблоками, которые символизируют изобилие.
Шаг 3: достраиваем композицию с помощью ваз, подсвечников и малой скульптуры
После того, как центральная часть готова, композицию можно достроить с помощью выразительных деталей: я использовала вазы-купола, подсвечник и малую скульптуру — фигурки деревянных коней. Важна работа с цветом: я выбрала традиционные для русской вышивки и архитектурных орнаментов красный и чёрный. Красный выступает в качестве акцента, но его может быть и довольно много — ведь это цвет Пасхи, цвет искупительной жертвы Христа. Красный декор будет «рифмоваться» с красным вином в рюмках, красными яйцами, красными яблоками. Белый и цвет некрашеного льна — база, фон, на котором эти яркие всполохи выглядят празднично, выразительно.
Шаг 4: расставляем посуду, раскладываем салфетки и приборы
Посуду можно расставить, руководствуясь принципом симметрии, а разнообразие внести с помощью цвета, используя, например, салфетки нескольких оттенков. Я взяла для сервировки красные и белые и чередовала их. В вазы, которые украшают стол, можно поставить распустившуюся вербу — символ праздника — или другие зелёные ветви, напоминающие о пробуждении природы и торжестве новой жизни.
Шаг 5: дополняем мелкими акцентами
Полностью «собранную» композицию можно дополнить цветами. Подойдут любые — часть из них можно расположить в вазах, а часть — даже просто разложить рядом с тарелками. Весенние первоцветы создают особое настроение, светлое и радостное.
Шаг 6: проверяем композицию сервировки стола на сбалансированность
Если блюд много, сохранить гармоничную композицию может быть непросто. Я советую пользоваться принципом золотого сечения и соблюдать пропорции — и в плане работы с цветом, и в плане соразмерности крупных и более мелких элементов.
Например, если в сервировке использованы несколько цветов, соотношение их по золотому сечению должно быть 32 % одного цвета на 68 % другого. Это же правило действует и применительно к размеру отдельных элементов. Идеальная симметрия в сервировке не нужна — она может показаться слишком формальной. Пусть это будут разные элементы, но связанные друг с другом по смыслу или по цвету и равномерно занимающие поверхность стола.
На обложке и в статье: фото Елены Олешкевич
Комментарии