Он появился в 1980-е годы прошлого века благодаря творчеству группы итальянских дизайнеров, произвёл маленькую революцию в мире интерьерного дизайна, стал своего рода манифестом ниспровержения норм и шаблонов, обрёл поклонников по всему миру и… довольно быстро потерял популярность. Казалось, век мемфиса был недолог, но вот спустя три с лишним десятилетия интерес к нему разгорелся с новой силой. Впрочем, сейчас дизайнеры предлагают авторские интерпретации стиля. Ольга Райская рассказала D4U, в чём секрет притягательности мемфиса, как он видоизменился и кому подходит.
Ольга Райская
дизайнер интерьера
История и философия стиля мемфис
Однажды декабрьским вечером 1980 года в Милане дизайнеры Этторе Соттсасс, Андреа Бранци и Микель де Лукки обсуждали свои смелые идеи. Им хотелось уйти от стандартов, дать «зелёный свет» свободе творчества и заодно поиронизировать над шаблонами и тем, что было принято считать «хорошим вкусом». Они показали миру, что в одном пространстве могут уживаться яркие цвета, броские детали, геометрические узоры, юмористические портреты, иронические постеры — сочетания того, что раньше казалось несочетаемым, и всё вместе в неограниченных количествах. Стиль, который они выработали, получил название «мемфис». Художники позаимствовали это слово из песни Боба Дилана “Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again” — именно она легла в основу названия их маленькой креативной группы. В 1980-е годы мир воспринимал на ура все проявления ухода от консерватизма, и новый стиль в дизайне интерьера оказался на гребне этой волны.
Группа просуществовала с 1980 по 1988 годы — это был во всех смыслах яркий и запоминающийся для мирового дизайна период, хоть и довольно короткий. И вот после окончания пандемии запрос на оформление интерьеров в стиле мемфис стал возникать в разных уголках мира: в нём оформляют кафе, пекарни, библиотеки и квартиры.
Причины возрождения стиля мемфис
История циклична — это одно из самых популярных предположений, почему мемфис вновь в тренде. Пока на пьедестале славы главенствуют минимализм и лофт, но не исключено, что сдержанные цвета, неприхотливость и монохром сдают позиции, и психологически комфортными вновь становятся яркие краски и нестандартные дизайнерские решения.
Ольга Райская (О. Р.): Для итальянских дизайнеров 1980-х годов мемфис был экспериментом, игрой, стремлением уйти от шаблонных решений и показать миру новый взгляд на привычные вещи. Плюс амбиции: творческим людям свойственно хотеть создать что-то совершенно новое, эмоциональное, выделиться и запомниться. Так и сейчас некоторым заказчикам хочется привлечь внимание и сделать что-то необычное, и стиль мемфис помогает воплотить в жизнь эти стремления.
О. Р.: Цветовое решение всей квартиры основано на трёх главных цветах цветового круга: жёлтый, синий, красный. Только мы брали не открытые цвета, а жёлтый приглушили до охры, синий — до голубого и серо-голубого, красный увели в бордовый, красно-фиолетовый и разные оттенки розового.
О. Р.: В геометрическом рисунке мы использовали мягкие формы: круги, овалы и арки. В платяном шкафу, сделанном на заказ, повторили мотив рисунка с фотообоев, чтобы усилить эффект плавности и не вводить новую форму.
В современных интерьерах почти нет примеров моностиля: только классика, чистый минимализм или исключительно ар-деко. Дизайнерам (как и заказчикам) нравятся миксы: минималистичный лофт, современная классика, минимализм с элементами сканди и т. д. Мемфис самодостаточен, но для многих в чистом виде он будет «чересчур». И если в кафе можно с любопытством рассматривать яркие принты и геометрию час-другой, то дома глазам иногда хочется отдыхать. Поэтому мемфис может быть частью стилевого микса, акцентом, яркой деталью.
О. Р.: Любой интерьер отражает характер и темперамент своего владельца, рассказывает о его привычках, предпочтениях, пристрастиях. Яркий эпатажный дизайн в стиле мемфис — не исключение. По моему опыту, к этому стилю обращаются люди, которые строят себе не первое жильё. В какой-то момент они начинают смотреть на личное пространство более широко, им хочется получать от дизайна эмоции и заряжаться настроением.
Характерные черты стиля мемфис в интерьере
Яркая геометрия
Круги, овалы, треугольники, шары, кубы и сферы — по интерьерам в стиле мемфис можно изучать геометрию вместо учебника за 6-й класс. Фигуры могут встречаться и в отделке, и в декоре, и в текстиле, и в дизайне мебели, отдельными акцентами или в узорах, орнаментах, принтах. Никаких правил и никаких шаблонов.
О. Р.: В интерьере стиль проявляет себя в неожиданных оптических иллюзиях, нестандартных конструкциях, которые ломают геометрию пространства. Делают пространство сложнее и интереснее, используя сочетания нестандартных геометрические объемов, яркие цвета и пестрые орнаменты.
В современных интерьерах отсылки к мемфису встречаются, например, в проектах Алёны Горской. Хотя сама она в шутку называет свой авторский стиль геометрическим яркомализмом.
Мебель необычных форм
Мебель в стиле мемфис тоже подчёркнуто геометрична: спинка кресла в форме идеального круга, овальный стеллаж, столик в виде перевёрнутых половинок шара — фантазии производителей нет предела. И, конечно, безгранично яркая цветовая палитра.
Разноплановый декор
Для декорирования интерьеров в стиле мемфис используются всевозможные яркие элементы: коллажи, комиксы, картины, постеры. Особая роль — у разнообразных орнаментов и узоров. Это может быть как излюбленная последователями мемфиса геометрия, так и природные мотивы: леопардовые принты или имитация змеиной шкуры.
Даже несколько элементов декора в стиле мемфис могут преобразить пространство: необычный стеллаж, кресло, пледы, ковры или яркая посуда даже спокойный интерьер сделают ярче и выразительнее.
О. Р.: Смысл таких интерьеров в том, чтобы вызвать новые эмоции у наблюдателя, сместить его «точку сборки», показать: «А вот ещё можно так». Мне как творческому человеку близок такой нестандартный подход. Это интересно наблюдать со стороны и с этим интересно работать изнутри. Но эпатажные стили — как праздник: эффектно, весело, ярко, только не все готовы к празднику каждый день. Некоторым нужно сделать перерыв... До следующего праздника.
На обложке: фото Ольги Райской
Комментарии