Мир живет в эпоху торжества материализма, но ни количество, ни даже качество окружающих человека вещей не определяет уровень его комфорта и довольства жизнью. Совместимость, цельность и гармония: пространства и человека, пространства и наполняющих его предметов, предметов и человека — вот тренд, который мягко, но уверенно выходит на первый план.
В статье собрали наблюдения, пояснения и прогнозы о развитии интерьерной моды историка и исследователя дизайна Ольги Косыревой, которые она привезла с 61-го Миланского мебельного салона.
Важны не предметы интерьера, а среда, которую они создают
Привычка мериться красивыми картинками в социальных сетях уходит в прошлое. Сейчас людям важнее индивидуальность интерьера и то, какие эмоции он вызывает, что чувствует находящийся в нём человек. В ответ на этот запрос производители мебели, представляя свои стенды на Миланском мебельном салоне, сделали ставку не на новые разработки и коллекции, а на создание гармоничных и привлекательных пространств, показывающих трендовые идеи, приёмы, цвета, формы, текстуры.
Ольга Косырева (О. К.): Я сравниваю прошедшую в 2023 году выставку с салонами 10–15 летней давности, когда одна компания могла презентовать разом 15–20 новинок. Сейчас так не делают: выставляют одну-две новые модели, а предметы из предыдущих коллекций делают в новых цветах, отделках, обивках и показывают, как из старых и новых предметов создать цельную среду, готовый интерьер. Возможность увидеть эти демонстрационные интерьеры — самое ценное на салонах последних лет.
Сочетать цвета и фактуры, предметы мебели и декора — это как решать уравнение, в котором от перемены мест слагаемых результат может меняться до неузнаваемости и вызывать совершенно разные эмоции.
О. К.: Как известно, самые главные вещи в мире — это не вещи. Даже в нашем материальном мире, даже на выставке мебели важнее атмосфера.
Тренды, которые задержатся
Несмотря на то, что участники Миланского салона выставляют разные предметы интерьера, они единодушны в выборе цветовых решений, форм и фактур, в деталях оформления — это и есть тренды.
О. К.: Мы все находимся под влиянием трендов, в этом плане мир не имеет границ. Даже в советские годы не имел. Люди носили клёш и слушали «Би-би-си», а тогда даже Интернета не было. Сейчас он есть, и тренды — ещё более масштабное и глобальное явление, это волна, которая накрывает неизбежно.
Идеи, которые демонстрирует Миланский мебельный салон, — это не то, что модно сейчас. Это то, что будет модно завтра и послезавтра. Выставка задаёт вектор развития дизайна как минимум на ближайший год, она является отметкой на пути развития разных трендов, констатацией того, в какой точке индустрия дизайна сейчас находится и куда движется.
О. К.: Если вам что-то показалось неприемлемым, и вы сказали: «Нет, у нас никогда такого не будет», поставьте себе заметку — через два месяца или полгода вы скажете, что вам это нравится. Это касается и интерьерной моды, и моды на одежду. Сколько лет я ходила по этой выставке на шпильках, и вот, наконец, прошла по ней в кроссовках — это неизбежно: мир меняется.
Тренд на скруглённые формы
О. К.: Сглаженные, скруглённые формы мебели, плавные линии предметов и даже стен — сильный тренд последних двух-трёх лет. В нём находит своё выражение стремление людей к естественности, сближению с природой и большему вниманию к человеку.
Природные, приятные глазу цвета
Светлые тёплые цвета стали невероятно популярны в период пандемии, когда люди отчаянно нуждались в чём-то успокаивающем и уютном. В тренде были оттенки молока и сливок, песочный, жемчужный. Сейчас эта палитра дополняется другими цветами, более насыщенными, но по-прежнему мягкими и природными.
О. К.: Натуральность и природность цветов читается даже в их названиях: терракота, янтарь, шалфей, кармин. Если выбираем красный и коричневый, то это цвета глины или кирпича. Если зелёный — цвета травы. Фиолетовый — цвета фиалки или сирени. Синий — цвета моря, неба. Цвета минералов, драгоценных и полудрагоценных камней. Синтетических или неоновых цветов практически не встречается.
Серьёзный розовый
О. К.: Розовый по-прежнему довольно часто используется, но не могу при этом сказать, что он в моде: пик его популярности — 2016/17/18 годы. Тот период как будто «разрешил» розовый цвет, лишил его девичьей окраски, и теперь его смело используют во взрослых, серьёзных, мужских интерьерах.
Оттенки охры
Охра — одна из доминирующих цветовых гамм, у которой много вариаций: жёлтый, красный, коричневатый. В этой трендовой палитре нет одного главного цвета, но вся она — насыщенная, энергичная.
Повышенная тактильность
Фактурные материалы — тренд, который тоже родился во время пандемии. Шершавые стены, ткани типа букле, разноворсовые ковры дают пространству особое качество, делают его приятным не просто внешне, но и физически.
О. К.: До 2020 года многое в интерьере было ориентировано на эффектность, внешнюю картинку, а за последние годы стало важнее, чего ты касаешься. Люди хотят находиться в тактильно комфортном пространстве.
Серебристые поверхности
О. К.: Серебристая мятая фольга — такого мягкого блеска в интерьерах явно недоставало, и вот он крадучись входит в интерьеры, и его слишком много, чтобы это было случайным.
Мягкий минимализм
Акцент на качестве ощущений, а не на количестве или внешней привлекательности предметов близок к философии минимализма, и в этом стиле были оформлены стенды многих участников Миланского мебельного салона, в том числе японской компании, которая впервые разместилась во флагманском павильоне — это говорит о том, что эстетика минимализма становится европейцам ближе.
Минималистичным был и стенд нидерландской компании Van Rossum, которая представила при этом довольно брутальную мебель и насыщенные яркие цвета.
О. К.: Этот стенд мне, пожалуй, понравился больше всего. Компания смогла соединить тенденцию к простоте, минимализму, японизму, и огненный цвет — это своего рода урок, как может работать цвет с плоскостями. Примечательны и люди, которые были на этом стенде: неформально одетые, неформально сидящие, не сильно буржуазные, герои нашего времени.
О. К.: Очень важно в Милане, что вы смотрите не просто на предметы или интерьеры, но и на людей, на то, как оформлены вывески, как стоят цветы и какого цвета стаканчики для кофе. Вы погружаетесь в среду, атмосферу, сообщество — выставка заканчивается, а ощущение нового взгляда, свежести, внутренних перемен остаётся.
Самое важное для дизайнера — создать отклик
Компании ориентируются не просто на презентацию своих товаров, а на создание у человека цельного впечатления — в этом нет равных у Dimore Studio. В этом году они представили на Миланском мебельном салоне шесть полностью меблированных помещений, каждое из которых — со своей музыкой, запахами и атмосферой. В некоторые из них при этом нельзя было зайти — только посмотреть в окно, и очередь из желающих заглянуть в него стояла часами под проливным дождём и палящим солнцем.
О. К.: Потому что это непростые интерьеры, которые ты нигде больше не увидишь и будешь потом долго анализировать. До сих пор не могу найти музыку, которую они там включали, а запах «записали» мне куда-то на подкорку. Очень сильное послевкусие. Впечатления, ощущения, эмоции, которые рождает интерьер, могут быть разными, не обязательно благостными. Самое важное для дизайнера — создать отклик у человека, который попадает внутрь его работы.
На обложке и в статье: фото с 61-го Миланского мебельного салона из личного архива Ольги Косыревой
Комментарии