D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

Бюро Hollin+Radoske Architekten возникло во Франкфурте-на-Майне в 1997 году. Именно тогда выходец из России Александр Радоске и немец Бернд Холлин после знакомства на архитектурном факультете решили открыть общее дело. Сегодня их команда из 20 человек создаёт дизайн-концепции аэропортов, отелей и магазинов для таких брендов, как Lufthansa и Hugo Boss. Но с особой нежностью архитекторы относятся к комплексным проектам по строительству жилых домов.

И в больших, и в камерных проектах Александр больше всего ценит магию возникновения новой реальности, которая поначалу существует лишь в голове дизайнера. И руководствуется принципами «эмоционального минимализма» — направления, которое они создали вместе с партнёром.

Уравнение «Hollin+Radoske»

D4U: Зарубежные представительства успешных российских дизайнеров уже не удивляют — их довольно много. Но вот совместные коллаборации с иностранцами — редкость. Как возникло ваше немецкое бюро с Берндом Холлином?

Александр Радоске (А. Р.): В 1989 году я как русский немец уехал на постоянное место жительства в Германию, не окончив Академию художеств в тогдашнем Ленинграде, а в 1994 году защитил диплом в Техническом университете Дармштадта, где во время учёбы и познакомился с Берндом.

Бюро Hollin+Radoske Architekten
Бюро Hollin+Radoske Architekten занимает целиком старинное фабричное здание

Это был классический вариант университетского знакомства: контакты, какие-то совместные дела. И буквально через пару лет после выпуска мы решили основать собственное бюро. Были молодые, наивные — поэтому тогда это ещё было возможно. Сейчас — не знаю, наверное, я бы не решился.

D4U: Почему?

А. Р.: Теперь есть понимание того, скольких это стоило сил. Надо брать во внимание и то, что мне хотелось, переехав в Германию, состояться. Доказать себе, что я на что-то способен, что-то могу сдвинуть. Архитектура — прикладной вид творчества. И в этом, наверное, причина того, почему я, мечтавший в детстве стать художником, всё-таки стал архитектором.

Вилла Sachsenhausen
Вилла Sachsenhausen, один из множества жилых объектов в портфеле бюро

Я вырос в Казахстане и, приехав в Ленинград поступать в Академию, пошёл на архитектурный факультет с надеждой перевестись потом на графику. Но проучившись год и вращаясь в творческой среде, — мы очень тесно общались со студентами факультета живописи и графики, — я оценил прикладной характер архитектуры. Здесь есть за что зацепиться.

Вилла Bad Soden
Вилла Bad Soden, пример взаимопроникновения интерьера и ландшафта

Архитектура должна быть не просто красивая, а чтобы крыша не протекала и было тепло. И вот эти убедительные «аргументы действительности» меня больше привлекли, чем метание в поисках какого-то озарения.

Наш тандем с Берндом Холлином был способом выбивать себе свободное пространство для творчества, размахивая кулаками на стройке. И при этом пытаться зарабатывать на жизнь. Тут многое сошлось. Можно сказать, удачное стечение обстоятельств. И факт, что мы уже больше двадцати лет вместе, говорит за себя. Это симбиоз, где в прикладном творчестве мы пока ещё не сдались и не сдулись.

Дизайн обеденной зоны с видом на сад
Вилла Bad Soden, обеденная зона с видом на сад

D4U: Как распределяются ваши задачи в этом тандеме?

А. Р.: Задачи, которые архитектор должен уметь решать, довольно обширны и зачастую даже взаимоисключающие.

Вы должны быть творческой личностью и в то же время бизнесменом, психологом, хорошим организатором.

Я ещё не встречал людей, которые «в одном флаконе» могли бы идеально всё это совмещать.

Вилла в Средиземноморье
Вилла в Средиземноморье, загородное жильё в городском пространстве

У нас это как-то распределилось на двоих — и я могу говорить о взаимодополняемости. Это очень важно, чтобы быть эффективным. Коммуникации — это конёк Бернда, внутренняя организация, персонал — тоже он. Мой ресурс — детали, конструкции, внутренние сети, техническая часть. И в этом условном разделении есть смычки, где мы встречаемся вместе на «шахматной доске» — это поиск образа, это творчество.

Дизайн современной гостиной
Вилла в Средиземноморье, белёный дуб украшает потолок и делает всё пространство цельным

Самые лучшие идеи возникают за столом, где мы вместе сидим за чашкой кофе, — это такие звёздные часы. Уже больше двадцати лет я всякий раз балдею от этого процесса: когда идёт этот пинг-понг, мозговой штурм, дуальное видение. Там и «встречаемся».

Эмоциональный минимализм

D4U: Когда вы нашли свой уникальный стиль?

А. Р.: В архитектуре это процесс длительный. Я не сравниваю, но лицейские стихи Пушкина, которые он переписывал, кажется, семь раз, далеки от того, что он писал уже в зрелые годы. То же было и у нас: понадобились годы, чтобы нащупать себя, своё творческое кредо — мировоззрение, которое реализуется в наших работах. В какой-то момент мы придумали сформулировать это кредо как «эмоциональный минимализм».

Апартаменты Frankfurt Palmengarten
Апартаменты Frankfurt Palmengarten, один из последних проектов бюро, 2019 год

Эмоциональный минимализм — это «искусство возможного», как в политике, когда вы берете все аспекты окружающих событий и пытаетесь в их сумме найти оптимальное решение, исходя из ограниченности ресурсов.

Ресурсы всегда ограничены, даже если говорят об их «неограниченности»: они ограничены вашим сознанием, пониманием, моральными качествами, вашей идеей.

То есть, если кратко, эмоциональный минимализм — это реальная оценка ресурсов, которыми обладаем мы, заказчик и обстоятельства, и попытка создания на основе этих ресурсов какого-то максимального эмоционального и творческого эффекта.

Дизайн-проект столовой зоны
Апартаменты Frankfurt Palmengarten

D4U: Какие эмоции вы закладываете в ваши проекты?

А. Р.: Позитив! Буквально пару недель назад я получил электронное сообщение от заказчика, которому мы делали проект лет десять назад. Его содержание было примерно таким: «Уважаемый Александр. Сижу в комнате у камина, с бокалом вина, и вдруг мне захотелось написать вам слова благодарности за это состояние, которое я сейчас испытываю, — с вином, у камина». Этого мне уже достаточно.

Камин в обеденной зоне
Вилла Bad Soden, камин в обеденной зоне

Самый лучший индикатор «попадания» — это приход на стройку. Вы несёте в голове образ объекта, пространства. Вы его уже покрутили на бумаге, пропустили через карандаш. И вот приходите на стройку и понимаете: «Именно так я себе это и представлял».

Нет ничего страшнее, чем когда ты приходишь на стройку и понимаешь, что где-то прокололся. Это ужасное чувство: когда та действительность, которая рождается в твоей голове, не тождественна той, что возникает на самом деле.

Если же ты понимаешь, что всё именно так, как должно было быть, условие для успеха заложено.

Как перестать прогибаться и начать творить

D4U: Кто из архитекторов настоящего или прошлого является для вас источником вдохновения?

А. Р.: Трудный вопрос. Не могу однозначно на него ответить — и не потому, что иду с закрытыми глазами, не видя, что происходит вокруг. Конечно, в молодости были коллеги, на которых мне хотелось равняться. Я видел там просто феноменальную глубину, проникновение в материю. Но с годами вырабатывается какое-то «само-чувствие»: на основе собственных ресурсов, своего понимания, опыта.

Довольно часто я бываю вдохновлён работами, за которыми не стоят какие-то громкие имена.

Пруд и бамбуковый сад в пентхаусе
Пентхаус B27, проект реконструкции включил в себя пруд с карпами и бамбуковый сад

Большие имена аккумулируют большие ноу-хау и человеческие ресурсы, которые задействованы в разработке проекта. Это позволяет многие задачи решать комплексно. Но меня это, в силу масштабности нашей работы, не так сильно задевает. В своё время мы сознательно сконцентрировались на малых объёмах.

D4U: Почему вы предпочитаете работать с проектами небольших объёмов?

А. Р.: После ряда историй с тяжёлыми выходами из проектов мы приняли для себя решение держаться определённых рамок бюджета. Думаю, в России это происходит примерно так же. При большом объёме финансирования какого-то проекта в него оказывается вовлечено довольно много сторон, которые заинтересованы не в архитектуре, а в финансовых результатах.

В таких проектах сужается пространство манёвра, приходится много прогибаться — и это я уже даже не называю компромиссом. Это — обслуживание.

Бутик Hugo Boss на Риджент Стрит, Лондон
Бутик Hugo Boss на Риджент Стрит, Лондон — один из полусотни магазинов бренда, спроектированных Hollin+Radoske по всему миру

D4U: Тем не менее, в вашем портфеле — проекты для Lufthansa и Hugo Boss. Как это сочетается с вашим нежеланием работать на больших объектах?

А. Р.: В проектах для Lufthansa мы участвовали как проектировщики конкретных решений. В частности, при создании большого тренировочного комплекса и конференц-зала отвечали только за разработку интерьера. В Hugo Boss мы являемся чисто планировочным звеном, которое не несёт ответственности за реализацию проекта. Мы только выдаём проектную документацию, а реализацию на месте обеспечивают другие наши коллеги. Так что выученные уроки помогают.

Каждый проект — это новая реальность

D4U: Обычно принято разделять архитектуру — конструктивный облик здания — и дизайн его интерьера. Почему в своих проектах вы никогда не говорите о дизайне?

А. Р.: Вопрос хороший. Он задевает, наверное, суть того, чем мы занимаемся, и чем, я думаю, отличаемся от коллег.

Мы никогда не различали архитектуру и дизайн.

Вилла во Франкфурте
Вилла во Франкфурте, интерьер и экстерьер здания как единое целое
Дизайн современной гостиной
Вилла во Франкфурте

Для нас каждый проект — это новая реальность, воплощённая языком архитектуры. В интерьере она выражается тактильно. В экстерьере здания — экспрессивно.

Работая над проектами в нашей компании, мы не разделяем архитектуру на интерьер и экстерьер. Мы стремимся создать некий организм, который читается как одно целое.

Есть комплексное восприятие всего здания, и одновременно с этим существует огромная эмоциональная отдача через тактильные ощущения от объекта — а это происходит совсем в другом масштабе.

И такое «перетекающее масштабирование», через большое к малому и от деталей к общему замыслу — очень важно.

Бамбуковый сад в гостиной
Пентхаус B27, бамбуковый сад в гостиной

Это напоминает замес теста: чем больше вы прокачиваете планировочный процесс от большого к малому и от малого к большому, тем лучше результат. Но для этого должно быть понимание, чего вы хотите в итоге. Ведь в тот момент, пока вы этим занимаетесь, объекта не существует в принципе. Он существует только у вас в голове. Это очень ответственный момент, тут нужно не опростоволоситься.

Мистический чёрный

D4U: Пару лет назад на выставке Batimat Russia вы прочитали лекцию о чёрном цвете в интерьере. Что для вас значит эта тема?

А. Р.: Сочетание тёмных, чёрных, и светлых элементов даёт возможность сбалансировать пространство. В переходе от тёмного к светлому глазу есть где гулять. Я считаю, это необходимо. Мы часто используем такие приёмы, чтобы в интерьере была не только пространственная ориентация, но и ориентация чувственная. При этом ещё не было такого случая, когда бы в дискуссии с заказчиком, внося тему чёрного цвета, я не услышал негативно окрашенный ответ.

Со средних веков до сегодняшнего времени у людей остаётся очень эмоциональное и какое-то мистическое отношение к чёрному цвету.

Выставочный стенд швейцарской мебельной фабрики de Sede
Выставочный стенд швейцарской мебельной фабрики de Sede, созданный бюро Hollin+Radoske

Мы неоднократно использовали в своих проектах чёрные потолки, в том числе, чтобы визуально поднять высоту комнаты. Однажды я так выиграл коньяк.

В одном из проектов я утверждал, что при высоте стен 2,3 метра чёрный потолок будет удачным решением. Сначала получил от заказчика твёрдое «нет», и мы поспорили на коньяк. Коньяк потом распили вместе.

Заказчик был очень удивлён тем, как преобразилось пространство, и что чёрный потолок, в итоге, совсем не давит.

Зал ожидания для пассажиров бизнес-класса в аэропорту Франкфурта
Зал ожидания для пассажиров бизнес-класса в аэропорту Франкфурта по заказу Deutsche Lufthansa AG

Ещё один пример. Каждый архитектор рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда заказчик говорит: «Слушай, денег нет вообще». Мой знакомый хирург попросил меня обновить его хирургический центр в рабочем квартале Франкфурта-на-Майне.

У него было только три условия: отсутствие бюджета, всего две недели на стройку, поскольку на большее время он закрыть практику не мог, и ещё — он уже купил чёрный гранит.

Я посмотрел этот гранит — он был полированный, с очень хорошей отражательной способностью — и понял, что надо сыграть на этом, добавив чёрный потолок.

Хирургический кабинет, Франкфурт-на-Майне
Хирургический кабинет, Франкфурт-на-Майне

Из модульных элементов мы собрали практически все элементы интерьера в мастерской у плотника, привезли модули на машине и смонтировали за несколько дней. Это пример того, как чёрный цвет спасает положение даже в безвыходной ситуации.

Самодисциплина и здравый смысл

D4U: Как бы вы описали узнаваемый архитектурный облик нашей эпохи? Есть ли он вообще?

А. Р.: Безусловно. На мой взгляд, архитектура стала намного сильнее подвержена идеологемам, чем раньше.

Сложно удерживаться от соблазна схватить на полке какую-то красивую сверкающую «игрушку» — для этого требуется самодисциплина и здравый смысл.

D4U: О каких «игрушках» вы говорите? Это, например, что?

А. Р.: Мы живём в век информационных обстрелов, каждый день, по нарастающей, нас бомбардируют новые картинки, какие-то новые «щекоталки». Я имею в виду так называемые зелёные технологии, так называемые прогрессивные методы строительства.

Терраса с бассейном на вилле
Вилла в Средиземноморье, терраса образует с интерьером гостиной архитектурное целое
Дизайн гостиной в бежевых тонах
Вилла в Средиземноморье

Думаю, здесь нужна действительно самодисциплина, опыт, какое-то прикладное отношение к действительности, чтобы среди этого шума найти вектор своего движения. И чтобы вы в нём были, что называется, аутентичны.

К сожалению, болезнь сегодняшнего времени — массовая мимикрия. Всё похоже на всё, и очень сложно идти под каким-то одним флагом в руке долгое время, но нам это удаётся.

Фото предоставлены бюро Hollin+Radoske Architekten

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Свет как искусство: светильники на выставке Salone del Mobile 2024
Видео
Свет как искусство: светильники на выставке Salone del Mobile 2024
Дизайн для тебя
18 Мая 2024
29 Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АрхМосква пройдёт с 22 по 25 мая
Новости
29 Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АрхМосква пройдёт с 22 по 25 мая
Дизайн для тебя
18 Мая 2024
Угловой диван: 50 ярких примеров в интерьере, нюансы выбора и местоположения
Фотоподборки
Угловой диван: 50 ярких примеров в интерьере, нюансы выбора и местоположения
Мария Орехова
17 Мая 2024
Russian Grill&Village Fest пройдёт в Москве с 24 по 26 мая в бизнес-квартале АРМА
Новости
Russian Grill&Village Fest пройдёт в Москве с 24 по 26 мая в бизнес-квартале АРМА
Дизайн для тебя
16 Мая 2024
Перепланировка: как правильно сделать и чем грозит её незаконность
Советы и идеи
Перепланировка: как правильно сделать и чем грозит её незаконность
Александра Михеева
15 Мая 2024
Зеркало с золотой дымкой на выставке Salone del Mobile 2024
Видео
Зеркало с золотой дымкой на выставке Salone del Mobile 2024
Дизайн для тебя
15 Мая 2024
Модный белорусский бренд Zapazuha выпустил коллекцию мебели «Проживанцы»
Новости
Модный белорусский бренд Zapazuha выпустил коллекцию мебели «Проживанцы»
Дизайн для тебя
14 Мая 2024
Белая кухня: 50 примеров в разных стилях
Фотоподборки
Белая кухня: 50 примеров в разных стилях
Мария Орехова
13 Мая 2024
Экскурсия по выставке Salone del Mobile 2024
Видео
Экскурсия по выставке Salone del Mobile 2024
Дизайн для тебя
11 Мая 2024
Выставка MosBuild пройдёт в Москве с 13 по 16 мая 2024 года
Новости
Выставка MosBuild пройдёт в Москве с 13 по 16 мая 2024 года
Дизайн для тебя
11 Мая 2024
Иметь или не иметь: наливной пол в квартире и доме
Советы и идеи
Иметь или не иметь: наливной пол в квартире и доме
Андрей Донец
10 Мая 2024
На ВДНХ пройдут тематические события, посвящённые Дню Победы
Новости
На ВДНХ пройдут тематические события, посвящённые Дню Победы
Дизайн для тебя
9 Мая 2024
загрузить еще