D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

Можно ли спроектировать дом, чтобы заезжать в него на автомобиле, построить элитный посёлок в овраге и сделать Беларусь столицей мировой архитектуры — в интервью D4U рассказал основатель модного архитектурного бюро ZROBIM architects Андрусь (Bezdar) Маковский.

Андрусь (Bezdar) Маковский

Андрусь (Bezdar) Маковский

архитектор, дизайнер

С 2011 года является сооснователем белорусского архитектурного бюро ZROBIM architects и его профильных направлений: производства модульных домов BY HOME, серийной мебели BY FURNITURE. Соавтор YouTube-канала об архитектуре и дизайне ZROBIM architects, победитель и член жюри международных дизайнерских и архитектурных конкурсов.

Переосмысляя пространство

D4U: В последние годы вы открываете офисы ZROBIM architects в разных странах, и все они концептуально совершенно разные. За счёт чего вам удаётся делать их такими необычными?

Андрусь Bezdar (А. В.):

У каждого нашего пространства — своя идея.

Например, в Алматы получилось сложное пересекающееся пространство, где мы с одной стороны приподняли пол, «утопили» туда диваны, светильники как будто появлялись из пола. Это отражало наш способ проектирования: делать интерьер взаимосвязанным, сложным, думать над тем, как в пространстве перемещаются люди, как они там живут, чтобы можно было, например, и на ступеньках посидеть вместо стульев.

Офис ZROBIM architects в Алматы: многоуровневое рабочее пространство, где сотрудникам не просто удобно: они могут подпитываться идеями для творчества

Московский офис у нас в «Суперметалле». Это тоже, по сути, переосмысленное пространство, бывший производственный цех. Наш друг Алексей Капитанов взял это помещение, которое ещё с девяностых по документам называлось ООО «Суперметалл», и сделал из него модный кластер, а название оставил. И дизайн там «металлический»: много холодного металла с интересными фактурами.

Светлый интерьер московского офиса ZROBIM architects дополнен мебелью собственного бренда BY FURNITURE

В Тбилиси наш офис — с грузинским колоритом: уличной террасой, яркими акцентами. Он довольно большой по меркам маленькой Грузии, и там тоже получился мини-кластер, где мы объединили строителей и производителей разных инженерных систем. Там также есть микроковоркинг, где другие дизайнеры, придя в гости к нашим подрядчикам, могут поработать, провести встречу. Пространство разделено на зоны, каждая выделена своим цветом.

Офис ZROBIM architects в Тбилиси: дружелюбное пространство с особым грузинским колоритом

Природный минимализм как идея

D4U: В вашем бюро работает около 100 архитекторов и дизайнеров, многие в разных городах и странах, но при этом проекты, которые вы создаёте, обладают узнаваемым почерком. Как вы этого добиваетесь?

А. В.: У нас нет каких-то правил, регламентов. Но был момент, когда мы меняли подход к интерьерному дизайну, начав работать на премиальных клиентов, и в первых тридцати проектах следили, чтобы там был выдержан определённый стиль. Потом эти нормы прижились, люди сами начали работать в такой стилистике — чуть более дорогой, назовём это так.

Проект «Лазурный берег» полностью отражает философию природного минимализма

Я недавно определил наш стиль как природный минимализм. Минимализм же разным бывает: может быть аскетичным, как скандинавский, или респектабельным, уютным. В нашем случае он природный, потому что мы интегрируем в интерьер природные элементы: где-то деревья растут в стеклянных тумбах, где-то в доме может течь ручей, или на фасаде — камень, как кусок скалы.

Архитектура у нас очень связана с ландшафтным дизайном: дом как бы постепенно вплетается в природу снаружи, природа проходит внутрь интерьера и создаёт деление пространств. Получается интересно и сложно. Мы уже около года придерживаемся этого стиля, притом негласно. Просто определили его на планёрках, рассказали сотрудникам — им понравилось. И наши последние работы все так сделаны.

Проект Multiresidence: обилие дерева в наружной и внутренней отделке создаёт ощущение гармонии с природой. Ландшафтный дизайн — важная часть концепции

D4U: За счёт каких элементов вы производите интеграцию объекта в окружающую среду? И насколько серьёзно ландшафт, климат влияют на то, как будет выглядеть дом?

А. В.: Мы проектируем по всему миру, и везде наши дома выглядят по-разному. В Монголии — дом одного вида, в Лос-Анджелесе — совершенно другого. Но принцип природного минимализма остаётся, потому что всё начинается с посадки дома на участок. Когда мы думаем, как его разместить, в первую очередь исходим из рациональных факторов: ориентации по сторонам света, инсоляции, особенностей рельефа, видовых точек.

Мы мыслим дом некими «корпусами» — функциональными зонами, которые связаны между собой переходами. Это как орбитальная станция, части которой соединены тамбур-шлюзами.

Проект дома в Калифорнии Winterfell Estate. Отдельные части здания соединены друг с другом системой сложных переходов

Мы любим подход к проектированию, когда, например, приватная часть дома соединена с общественной стеклянным переходом, и человек, перемещаясь из одного пространства в другое по небольшому коридору, внутренне перестраивается — что-то у него внутри «щёлкает», меняется настроение.

Проходя через стеклянный «портал», человек видит интересные элементы: растения, композиции из камней — это создаёт дополнительную интеграцию с природой, вдохновляет.

Кроме того, дома у нас часто не ограничиваются наружными стенами: они переходят в подпорные стены ландшафта или выдвигаются наружу навесами. Визуально контур дома даже не понятен до конца, он как бы растворяется в природе. И это очень красиво: таким образом создаётся целостная композиция между ландшафтом, архитектурой и интерьером.

Проект Trapeze House: дом, расположенный на живописном склоне, органично вписан в ландшафт

Когда окно — это стена

D4U: Есть некие концептуальные архитектурные или дизайнерские элементы, которые присутствуют во всех ваших проектах?

А. В.: Большое остекление — мы применяем его в любом климате, даже в Сибири. Мы умеем делать его тёплым и умеем защищать дома от перегрева: просто пристраиваем солнцезащитные козырьки или современные движущиеся ставни для затенения. Панорамное остекление очень важно как элемент соединения дома с природой.

Для меня окно — это не прямоугольник в стене, а плоскость, светопрозрачная стена. Проектируя дом, мы опираемся на то, что есть светопрозрачные, а есть глухие стены, и создаём из этих стен лабиринт, в котором человек живёт.

Других обязательных черт в архитектуре, пожалуй, нет. Нельзя ставить себе ограничения, надо экспериментировать. Например, форма здания, форма крыши могут быть любыми. Пространство может быть ортодоксальным или аморфным, природным, может быть сломанная геометрия. И в отношении фасадных материалов ограничений нет.

Проект дома в экополисе ЭССЕНС: природа как концептуальная основа и стилевая доминанта

D4U: Есть ли мировые архитектурные референсы, на которые вы ориентируетесь?

А. В.: Безусловно. Вот у меня лежит план павильона Германии в Барселоне от Мис ван дер Роэ (выставочный павильон Веймарской республики на Всемирной выставке в Барселоне в 1930 году был построен по проекту немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ — прим. D4U). Если посмотреть на планировку павильона сверху, он выглядит скорее как абстрактная композиция. Мис ван дер Роэ придумал этот подход к свободной планировке в середине прошлого века и назвал его Open Plan. То есть подход, скажем так, не новый, но настоящее применение в частной жилой архитектуре обретает популярность только сейчас. Мы берем его за основу и адаптируем к современным реалиям.

План выставочного павильона Германии в Барселоне, Мис ван дер Роэ
Выставочный павильон Германии от Миса ван дер Роэ со свободными планировками и обилием стекла как источник архитектурного вдохновения

Стандартное — не типовое

D4U: Можно ли в квартире в многоэтажном доме реализовать подход абстрактной композиции? Или это осуществимо только для частных домов?

А. В.: Квартиры задают очень много ограничений, хотя мы делаем и квартиры в такой природной стилистике: где-то используем интересный камень на стенах, штукатурки, скругление углов. У нас есть большая красивая квартира в Москве, которая выглядит как частный дом.

Двухэтажная квартира MF Apartament в Москве: чёткие линии соседствуют с мягкими скруглёнными углами, в отделке использованы нейтральные, приятные для глаз цвета

В ZROBIM architects считается, что дизайн квартиры сделан хорошо, если она становится похожа на дом. В некоторых квартирах мы даже меняем остекление, превращаем балконы в подобие атриумов с растениями, и человеку из спальни кажется, что он может выйти в свой собственный сад. Хотя там дальше — просто городские дома.

Авторский почерк: камень и дерево в отделке, обилие монохрома, скруглённые углы. Проект SP Apartament, Санкт-Петербург
Архитектурный подход к дизайну предполагает особое внимание к крупным формам и законам перспективы
Даже одной необычной детали достаточно, чтобы полностью перекроить линейное пространство, изменить объём

Сейчас мы больше работаем над домами: обычно проектируем дом и в нём полностью создаём интерьер. А в идеале мы делаем некий поселок. Наши последние заказы — это не просто частные дома, а комьюнити частных домов, где мы проектируем генплан, архитектуру, ландшафт, интерьеры каждого дома, и получается цельная история, но при этом не типовая. Например, посёлок «Волжский берег» в Тверской области, Essence под Москвой, Terracotta в Монголии.

Посёлок «Волжский берег». Здесь все пути ведут к большой воде. Сердце комплекса — рекреационный центр с рестораном, спортивными площадками, частными и общественными эллингами
Авторский экополис ЭССЕНС: уникальные резиденции, которые вписаны в рельеф, расположены на комфортном удалении друг от друга. Проект получил золотой диплом в рамках конкурса «Архновация» как лучший проект градостроительства 2020–2023 г.

D4U: Как избежать типизации в комплексной застройке?

А. В.: У нас есть флагманский посёлок в Москве, который сейчас активно строится, в нём 37 резиденций, каждая из них отличается от остальных. Когда мы получили этот участок от клиента, нам показалось, что там вообще невозможно ничего построить, потому что это глухой лес с оврагом, огромным склоном и ручьём внутри, туда даже проехать сложно, а проектировать там тем более. И мы начали с ним работать: сделали топосъёмку каждого дерева, оцифровали, простроили это всё в 3D, проложили дороги по рельефу, где они легли с минимальным ущербом для деревьев. Посадили домики вокруг этих дорог, и, само собой, домики получились разных форм.

Территория будущей застройки воспринимается как контекст, определяющий архитектурные решения

Оказалось, что типовой проект там в принципе невозможно применить, потому что надо было сохранить лес. Некоторые деревья мы вписали по центру дома. То есть, грубо говоря, в доме — атриум, и в нём дерево, но при этом не посаженное дерево, оно всегда там было. Просто мы его как бы «обнесли» архитектурой. И вот такой получился посёлок.

Для офиса продаж мы сделали план, где указано, сколько деревьев было вырублено под каждый дом, чтобы человек, покупая, понимал, что при строительстве его дома пострадало одно, максимум два дерева. Оказалось, что это большое преимущество, для людей это важно. Например, там где было вырублено три дерева, дом до сих пор не продан.

Дерево может стать не просто украшением придомовой территории, но и полноправной частью дома. Например, как здесь — в доме самого Андруся, где проектом для этого предусмотрен стеклянный атриум

Когда мы проектируем, например, посёлок на 1500 домов, понятно, что стандартизация должна быть. 1500 индивидуальных домов ты за жизнь не придумаешь! Но мы стремимся создать некоторое количество элементов, комбинируя которые, добиваемся визуального разнообразия. Этот принцип мы реализовали в проекте «Парковые кварталы». В нём кварталы перемежаются парками, которые создают буфера, чтобы посёлок не выглядел очень большим.

Визуальное разнообразие как принцип, позаимствованный у природы: все дома разные, как деревья в лесу. Проект «Парковые кварталы»

Если просто поставить дома в ряд, то это будет гетто мирового уровня. Такого даже в Мумбае нет. В каждом квартале около 150 домов. Там уже, соответственно, мы делаем некое количество типовых проектов, допустим, десять, в каждом из десяти — по три-четыре вариации. А в этих вариациях продумываем, какие элементы можно переставить, чтобы один дом не был похож на другой. Таким образом, у нас все дома как будто разные.

Объединённые общей идеей здания не выглядят как безликий «строй»: каждый имеет свою индивидуальность в проекте «Парковые кварталы»

Часто вижу в какой-нибудь Турции, как дома просто клонируют, как в «Матрице»! Как римские легионеры, они выстроены в ряд — такая армия домов. И это, конечно, страшно. Какой бы хороший ни был проект, если его расклонировать, сделать этих проектов 50 на 50 штук подряд, это будет выглядеть жутко.

Ликвидность vs индивидуальность

D4U: Существуют два полюса в дизайне жилого пространства. Одни проектировщики максимально ориентируются на вкус, уклад жизни, характер будущих жильцов. Другие воспринимают проект как инвестицию и стремятся своей работой, своим вкладом повысить его капитализацию. Вам какой подход ближе?

А. В.: Оба. Мы, безусловно, видим индивидуальность клиента. У всех же разный образ жизни, хотя большинство, наверное, проводят время в гостиной, а спят в спальне. Тем не менее, все это делают немножко по-своему. И, заполняя бриф, мы это «по-своему» пытаемся найти. Плюс к этому — разные земельные участки со своими особенностями. Всё это создаёт микс индивидуальных черт, на которые мы опираемся, проектируя архитектуру.

Проект “2000’s Reconsruction Interior” под Москвой. Дом изначально планировалось продать — после реконструкции он стал дороже

Но при этом надо понимать, что мы не стали архитекторами так просто: раз, и вот мы так работаем! Мы (с соучредителем бюро ZROBIM architects Алексеем Кораблёвым — прим. D4U) начинали очень-очень с нуля: будучи ещё студентами, расклеивали объявления, находили первых клиентов и делали для них какую-то очень дешёвую работу. В Беларуси, в принципе, не все живут богато, и люди относятся к дому как к большому, часто самому большому вложению в жизни. Поэтому мы всегда были, в том числе, и про ликвидность.

Мы стараемся делать архитектуру, которая воспринимается и выглядит дороже, чем она стоит. Например, мой дом: все почему-то считают, что он очень дорогой, хотя это не так. То есть я его могу продать явно дороже, чем вложил в него. И так со всеми нашими домами: надо проектировать визуально дороже, чем дом фактически стоит, чтобы клиенту это было выгодно. Но при этом, конечно же, дом должен отражать его индивидуальность.

Экстерьер дома Андруся под Минском — проект Matski House
Интерьер, концептуально связанный с экстерьером. Благодаря панорамному остеклению границы между внешним и внутренним пространством «растворяются»

В кухню на автомобиле

D4U: Вы уделяете особое внимание сценариям проживания человека в пространстве. Речь идёт о сценариях конкретной семьи или вы стремитесь к неким универсальным решениям, чтобы кто бы в этом доме ни жил, ему было комфортно?

А. В.: Есть сценарии, которые комфортны в принципе, и мы их клиентам предлагаем. Например, делать вход в дом сразу из-под навеса для машины: это удобно, чтобы, приехав, не идти с пакетами через весь участок. Ещё пример: зайдя в прихожую, мы должны увидеть что-то красивое, желательно — перспективу, открывающуюся на сад, или гостиную вдалеке. Нужен сквозной «прострел» в доме, чтобы человек заходил не как в прихожую панельного советского дома, из которой видны пять дверей и ни одного окна. При этом сразу гостиную тоже не стоит размещать, иначе в зимнее время года в неё будет задувать метель. Пусть из прихожей будет видна панорама на сад и кусочек уюта гостиной. Где-то в непосредственной близости должен быть санузел, чтобы руки помыть. Если дом двухэтажный, то лестница наверх тоже должна быть рядом. Это понятные сценарии, которые подходят всем.

В интерьере важна перспектива — из каждой точки пространства должно просматриваться что-то красивое. Проект частного дома TVR

Но кроме этого, есть индивидуальные сценарии. Люблю этот пример: к нам пришёл клиент, который хотел на автомобиле заезжать на кухню. Он сразу сказал: «Если вы собираетесь меня переубедить, я выхожу в эту дверь и больше никогда не возвращаюсь». Он был крейзи по машинам, у него было десять автомобилей. Он заказывал нам не только дом, но ещё пять гостевых домов на участке, паб для друзей, чтобы дрифтовать вокруг этих домов, а друзья бы сидели в пабе и смотрели, как он дрифтует.

План дома для проекта Wisteria

Мы нашли очень сложное решение, чтобы он мог заезжать в дом на машине, но при этом чтобы выхлопные газы не попадали в кухню или гостиную. Там всё стеклянными стенками отгораживалось. Был даже лифт, на котором автомобиль поднимался на второй этаж, потому что владелец хотел видеть свой автомобиль в стеклянном атриуме, когда он моется в душе. На стене тоже висела машина — это уже мы предложили — пустой полноразмерный корпус, который он сам из «конструктора» собрал в своём гараже. Другой бы архитектор его, наверное, сам за дверь выставил как ненормального. Это к вопросу про индивидуальность.

Смыслообразующей частью этого проекта стала страсть заказчика к автомобилям. Она воплощена и в архитектурных решениях, и в дизайне

Всё вокруг человека — от одежды до архитектуры

D4U: Среди направлений вашей работы не только премиальные поселки, дома и офисы, но и модульные дизайнерские дома по цене автомобиля, и мебель, и собственная марка одежды. Как вы пришли к этим направлениям? Расскажите о каждом подробней.

А. В.: Все бизнесы, которыми мы занимаемся, так или иначе закручиваются вокруг человека. Архитектура напрямую связана с человеком, опытом его пользования домом. Например, у нас есть направление модульных домов.

Мне ещё со студенчества хочется сделать дом, который будет доступен каждому, чтобы постройка дома была сродни покупке автомобиля. Архитектурные проекты, про которые я рассказывал, очень дорогие, часть из них стоит сотни тысяч долларов. А хочется, чтобы у всех была возможность просто укомплектовать дом на сайте, заказать и поставить у себя на участке. Но чтобы это не бытовочка была, а прямо дизайнерский хороший дом!

Проект дома Smuga. Быстровозводимое модульное здание вполне может быть комфортабельным и современным, когда в основу положен принцип «архитектура для человека»

Мы разработали такие проекты, у меня даже есть свой экоотель на восемь домов с модульным спа-комплексом. Я показал, что такими модульными решениями можно набирать даже небольшие поселки, и они будут современно выглядеть, несмотря на то, что это привозные дома. Такое социальное направление, миссия архитектурная — про людей.

Проект Nomad Houses. Экоотель, расположенный в главном туристическом центре Беларуси — на Браславских озерах

Направление мебели ещё более плотно взаимодействует с человеком, потому что это эргономика, это тактильность, это то, что человек чувствует, пользуясь мебелью. Одежда — тоже про человека. Человек её носит, она прилегает к телу. Это ещё более тактильная история, чем мебель. И тоже очень интересная.

Меня всегда интересовал fashion-дизайн, но сейчас я хочу запустить не совсем направление fashion-дизайна, а, скорее, архитектурный мерч под названием Minimalism, чтобы распространять наши идеи хорошей минималистичной архитектуры.

По моей задумке, будет всего три вещи, но каждая из них — необычна в плане дизайна, лаконичная, из хорошей ткани. В общем, это то же самое, что архитектура. Наша архитектура на вид очень простая: ты видишь дом с прямой крышей, и если не вдаваться в подробности, это просто дом с прямой крышей. Но если посмотреть на внутреннюю организацию, на его идеи, материалы, то понимаешь, что не всё так просто. Люди думали! То же самое с одеждой. Внешне она может выглядеть просто. Но если посмотреть, какой там шов, ткань, бирочки, будет понятно, что это цельная концепция.

Андрусь Bezdar: «Мебель, одежда — это всё наши касания с целевой аудиторией. И чем более интересными мы их будем делать, тем больше мы будем свою архитектурную философию доносить до людей»

D4U: Какая у вас самая амбициозная цель на ближайшие несколько лет?

А. В.: Есть одна цель.

Многие знают белорусских айтишников, например EPAM, Wargaming, Viber, Flo — это всё белорусские компании изначально. Есть известные с советских времён гиганты: БелАЗ, «БелШина», «Атлант». А хочется, чтобы все знали, что есть такое архитектурное бюро мирового уровня — и оно родом из Беларуси. Чтобы это тоже стало национальным достоянием.

Наверное, это цель не на два года, это цель на всю жизнь. Звучит сейчас слегка крейзи, но я хочу, чтобы когда упоминали Беларусь, говорили: о, там же классная архитектура! На самом деле нет ничего невозможного, потому что у нас люди очень работоспособные и мышление близко к скандинавским странам.

Работая сейчас в основном за пределами Беларуси, мы инвестируем свои деньги в страну: строим тут дома на продажу, посёлок сейчас будем строить. Наверное, это от того, что изначально на мировом уровне ты чувствуешь себя немножко аутсайдером. И хочется это дело исправить, быть флагманом своей страны. Чтобы за рубежом про нас знали и говорили: белорусы — молодцы.

На обложке: фото ZROBIM architects

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Новости
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Дизайн для тебя
27 Апр 2024
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Фотоподборки
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Екатерина Павлова
26 Апр 2024
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Видео
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Новости
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Тренды
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Мария Орехова
24 Апр 2024
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Советы и идеи
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Андрей Донец
24 Апр 2024
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Новости
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Дизайн для тебя
23 Апр 2024
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
DIY
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
Андрей Донец
22 Апр 2024
Как выбрать световую температуру помещения
Видео
Как выбрать световую температуру помещения
Дизайн для тебя
22 Апр 2024
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Новости
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Дизайн для тебя
20 Апр 2024
Российский форум индустрии дизайна пройдёт 18–19 апреля
Новости
Российский форум индустрии дизайна пройдёт 18–19 апреля
Дизайн для тебя
18 Апр 2024
Как обустроить удобную бьюти-зону
Видео
Как обустроить удобную бьюти-зону
Дизайн для тебя
18 Апр 2024
загрузить еще