12-метровые дубовые доски, американский орех шириной 50 см, экзотические породы дерева для наборного паркета нестандартных геометрических форм, возможность укомплектовать пол во всех зонах разными материалами, но в едином дизайне, и дополнить стеновыми панелями, лестницами, плинтусами, дверьми, подоконниками, решётками радиатора в цвет — такого до Austriawood & Co на рынке деревянного пола не предлагал никто. Создание полов стало для основателя компании философией. А дерево — страстью и судьбой.
Из какого дерева, где и как производится пол, который для своих проектов выбирают дизайнеры из топ-100 AD и лучшие отели и рестораны по всему миру, поговорили с создателем и душой Ausrtiawood & Co Джозефом Швайгером.
Джозеф Швайгер
Создатель компании по производству эксклюзивной паркетной доски и других деревянных элементов интерьера премиум-класса Austriawood & Co
«Я решил поменять сам подход к работе»
D4U: Ваша семья работает с деревом больше 100 лет, но вы первый, кто начал производить из дерева эксклюзивный пол. Расскажите, как это произошло.
Джозеф Швайгер (Д. Ш.): Да, мои предки занимались лесозаготовками, а я до 2006 года был вице-президентом одной из крупнейших европейских компаний по производству полов и глубоко погрузился в эту тему: мы создавали коллекции, покупатели могли выбирать паркет по цвету и размеру. Это не был масс-маркет, но наступил момент, когда мне захотелось делать что-то особенное. И я решил поменять сам подход к работе.
Дерево — уникальный материал для воплощения мечты клиента. Важно лучше понимать идеи, образы, технические запросы клиента, чтобы на этой основе делать то, что ему действительно нравится и подходит.
Чтобы воплотить эту идею, мы купили в Австрии фабрику и запустили совершенно другой тип производства. И до сих пор мы единственные, у кого можно выбрать дизайн, цвет, поверхность, технику обработки и размеры деревянного пола.
Это похоже на то, как, когда вы хотите приобрести машину, вы идёте к дилеру в салон и говорите: «Я хотел бы Audi A6». Присаживаетесь в машину и уточняете: «Цвет я бы хотел такой, кожу такую, радио, стерео, здесь люк...» Получается автомобиль под ваш индивидуальный заказ. То же самое мы делаем с полом.
«Пол — это не только основа дома, это ваша основа»
D4U: У вас есть прекрасный слоган «пол — это твердь, земля, основа дома». Расскажите про вашу философию — что для вас пол?
Д. Ш.: Пол — это не только основа дома, это ваша основа.
Если у вас хороший пол под ногами, вы чувствуете намного больше энергии и силы.
Когда вы переезжаете в новый дом или квартиру, надо обратить внимание на три важные вещи: пол, вид из окна и двери. Двери легко поменять. Но никакая суперквартира не смотрится, если в ней паршивый пол. Сейчас купить покрытие, которое смотрится красиво, не проблема, а вот как пол будет выглядеть через три-пять лет — вопрос. Мы много работаем с гостиницами, это наши основные клиенты. Там очень высокие требования к дизайну, качеству, техническому обслуживанию полов — всё это должно укладываться в определённый бюджет. Если ты как производитель соответствуешь всем требованиям, получаются отличные проекты.
Мне нравится приехать в гостиницу, где огромная проходимость, инкогнито через 2-3 года после того, как она начала работу, провести там выходные, посмотреть, как выглядят полы, в каком они состоянии. Так я проверяю качество.
«Каждое дерево уникально в той же мере, в какой индивидуален каждый человек»
D4U: Сохранился ли фамильный дом вашего прадеда? Какие в нём полы?
Д. Ш.: Да, он существует, там пол из деревьев нашего леса. Его сушили в естественных условиях, вручную, поэтому, конечно, на этих больших досках есть щели. Дом состоит из двух частей: одна была построена в 1700-х годах, другая в 1890-х, и он полностью деревянный.
D4U: Есть много историй, когда, переезжая из дома в дом, из квартиры в квартиру, люди забирают с собой не только мебель, но, например, росписи на стенах: такие проекты делает Клер Баслер, французская художница, которая на стенах создаёт настоящие произведения искусства. Бывало ли так, чтобы ваши заказчики при переезде забирали с собой пол?
Д. Ш.: Да, такие случаи бывают. И мы оказываем такую услугу клиентам — снять пол, перевезти, переложить его в новое пространство.
Бывает, что полу более ста лет, и его хотят использовать как часть декора.
D4U: Можно ли сказать, что пол — как вино, чем выдержаннее, тем лучше?
Д. Ш.: Я бы сказал по-другому. Я — фанат дерева, это для меня что-то особенное. Например, дуб растёт 200 лет. За это время в месте, где он растёт, происходит столько событий: война, гроза, пожар, охотник прошёл, любовная история — много всего хорошего и плохого. Но приходит время его срезать.
Это дерево уникально, другого такого не найти. И всю его двухсотлетнюю историю я приношу в свой дом, где это становится частью моей семьи.
Я уважаю и использую дерево, пока жив, после меня его будут использовать будущие поколения. Поэтому для меня дерево — это не вино, которое в какой-то момент, каким бы выдержанным оно ни было, ты открываешь и выпиваешь. А что-то намного большее.
D4U: Почему вы делаете пол преимущественно из дуба?
Д. Ш.: 20 лет назад мы работали с 25 разными видами пород, и дуб составлял всего 10%. Большим спросом пользовалась, например, берёза. Но, как и в индустрии моды, всё меняется. Берёза сегодня не востребована, а дуб составляет 80% спроса. Раньше мы использовали разные породы в основном из-за цветовой палитры, теперь, с новыми технологиями, мы можем делать дуб разнообразных цветов.
Дуб как материал очень хорош: он твёрдый, эластичный, не очень дорогой — у него много плюсов. И сегодня 80% рынка деревянных напольных покрытий — паркета и паркетной доски — это дуб.
Я, конечно, скучаю по другим материалам, потому что люблю работать с разными породами. И мы одна из немногих компаний, у которой можно заказать материалы из экзотических пород.
D4U: Например, вы делаете пол из американского ореха.
Д. Ш.: Да. Американский орех — это особый тип дерева, намного темнее, чем европейский, у него особая структура, иногда его называют чёрным каштаном. Вообще, использование тех или иных пород дерева для изготовления пола зависит от места их произрастания. Американский орех растёт в основном в Канаде и США, в Европе его немного, в России тоже встречается, но в небольших количествах, и он под запретом вырубки.
Если брать нашу продукцию, в ней есть верхний слой — 4, 6 или 8 миллиметров цельной древесины, средний слой и нижний слой (еловый шпон). Для верхнего слоя мы используем дуб, копчёный на всю глубину, американский орех, различные экзотические породы. Для среднего слоя — альпийскую сосну, растущую высоко в горах, из которой делаем поперечно склеенные плашки. Каждая из этих пород имеет свой возраст вырубки. Для дуба, например, он составляет от 150 до 250 лет, в зависимости от места произрастания, в некоторых районах можно вырубать, начиная со 120 лет. Для альпийской сосны возраст вырубки от 80 до 120 лет, это быстрорастущая и стабильная порода.
D4U: Какие смежные дисциплины требуется освоить, чтобы разбираться в производстве деревянного пола досконально?
Д. Ш.: Отвечать на этот вопрос можно два дня, но я приведу несколько примеров. Прежде всего нужно понимать биологию и географию роста дерева, потому что мы работам с живым материалом.
Дерево не умирает. Оно продолжает свою жизнь: может «дышать» — сжиматься или расширяться. И от места произрастания зависит, как оно поведёт себя в качестве пола в том или ином пространстве.
Если вам нужны длинные плиты с небольшим количеством сучков, надо ехать во Францию, малые — на восток, там деревья низкие, но с большим количеством сучков, что, кстати, тоже может быть красиво. Поэтому свойства дуба из Франции, Германии и Чехии будут отличаться от свойств дуба из Сибири.
Что ещё важно учитывать? В дубе содержится вещество под названием танин. Как известно, оно вступает в реакцию с парами аммиака при обработке, что придаёт дереву тёмный цвет. Если вы хотите получить тёмный прокопчённый цвет, что сейчас очень популярно в гостиницах и ресторанах, нужно использовать дуб с западных регионов. Чем восточнее произрастает дерево, тем меньше танинов. Поэтому перед закупкой надо заранее знать предназначение дерева.
Следующий важный момент — сезон вырубки. Дуб надо рубить в зимнее время. Скажем, с начала поздней осени до ранней весны, когда процесс роста приостанавливается и не так много влаги внутри. Если вырубка идёт круглый год, качество и цвет будут не те. Очень важен процесс сушки, её способы являются большим секретом при производстве и довольно затратны.
D4U: Работаете ли вы с российскими материалами?
Д. Ш.: К сожалению, нет. Во-первых, из-за санкций. Во-вторых, российский дальневосточный дуб содержит мало танинов, он более простой. Также высоки транспортные расходы. Сибирская лиственница подошла бы, мы её использовали. Другие породы — нет, поэтому мы ориентируемся на дуб центральноевропейского региона.
«Наши предки сохранили лес для нас, и мы должны передать его своим внукам»
D4U: Как решается проблема возобновления природных материалов в вашей отрасли? Дерево какого возраста готово для вырубки?
Д. Ш.: Что касается возобновления природных ресурсов, у нас очень строгие правила. Объясню на своём примере. Я владелец небольшого леса, это, скорее, хобби для меня. Если пройтись по нему, вы увидите посадки, которые были сделаны моим прапрадедом ещё в начале XX века, потом прадедом, дедом, отцом и мной, а также есть территория для посадок моего сына.
У нас есть ответственность перед будущими поколениями. Мои предки сохранили лес для нас, чтобы мы могли использовать это дерево. Мы должны уважать эту традицию и передать его своим детям и внукам.
Территория вырубки должна быть восполнена — за этим следит государство. Сейчас в Австрии сложилась ситуация, когда у нас высаживается леса больше, чем вырубается, и нам нужно использовать больше леса для производства. И, конечно, мы работаем с лесопилками, которые имеют все сертификаты.
«Если у нас взаимопонимание с заказчиком, мы знаем, что делать и где можно сэкономить»
D4U: Давайте представим, что я пришла к вам в шоурум и не знаю, чего хочу. Как вы будете работать со мной, с чего начнёте?
Д. Ш.: Представим, что у вас есть прекрасный дом. Я начну с того, что задам вам несколько вопросов: сначала попрошу определиться с цветом — вы хотите светлый или тёмный цвет, красный, розовый, зелёный? Затем важно определиться, что мы оформляем в первую очередь, например, самую важную комнату — гостиную. Вы выбираете доску, скажем, в размер комнаты, и мы предлагаем вам дизайн поверхности French Cut — что будет выглядеть статусно и презентабельно.
Потом переходим к спальням: тут можно сэкономить, нет необходимости в больших планках, можно взять размер поменьше, но также c обработкой French Cut. Следующие комнаты — детские, здесь тоже можно выбрать материал дешевле: короткие доски без специальной обработки, поскольку дети любят портить полы. Но везде остаёмся в одном цвете. А вот в холле должно быть что-то более престижное, к примеру, модульный паркет, выполненный из ореха в одном из наших уже разработанных дизайнов или по индивидуальному рисунку. Потом отец семейства говорит: «Хочу модульный паркет у себя в кабинете», и мы ему предлагаем что-нибудь с состаренной обработкой, шероховатыми поверхностями, но всё в том же цвете. В зону спа подойдёт доска, покрытая специальным влагостойким маслом. Последняя комната — гостевая. Тут хотелось бы сэкономить, поэтому предложим для неё планку на HDF, толщиной 10 мм.
Так, комната за комнатой, мы обсуждаем с клиентом дизайн, бюджет. И отправная точка, в основном, — это цвет.
D4U: Как часто к вам обращаются с идеями сделать что-либо совсем необычное, например розовый пол?
Д.Ш.: Что касается цвета, не так часто, слава Богу, чаще за оригинальными геометрическими решениями. Иногда мы получаем зарисовки и по ним производим. Для таких проектов нужна смелость.
D4U: Правильно ли я понимаю, что у вас есть премиальный пол и более бюджетный?
Д. Ш.: Это не так. У нас иная концепция: мы исходим из пожеланий клиента на проекте, в части которого может быть более бюджетная составляющая. На примере гостиницы это выглядит так: возьмём гостиницу 4+ звезды с 350 номерами. Это 7-8 тысяч квадратных метров паркета, а ещё пара ресторанов, винотека и так далее. Всё это должно быть в одном стиле. Полу в номерах следует быть экономически эффективным, бюджетным и соответствовать высоким стандартам качества.
Что касается общей зоны — ресторанов и ресепшена — в них должно быть что-то уникальное, престижное, и речь тут уже идёт о другом бюджете.
У нас нет понятия «дешёвая и дорогая линейка». Мы делаем пол в соответствии с задачами и бюджетом проекта.
Цена зависит от подбора древесины, логистики, технологии обработки и производства и многих других деталей. Но мы никогда не предложим дешёвый продукт по завышенной цене. Если у нас взаимопонимание с заказчиком, мы знаем, что делать и где можно сэкономить. Иногда мы берём дополнительного поставщика, но руководим проектом целиком и следим за качеством.
«Мне нравится лично приезжать на объекты. Люблю индивидуальный подход»
D4U: Какие задачи вы ставите перед собой как глава компании на ближайшие пять лет?
Д. Ш.: Основная задача — ещё больше развивать нашу компанию в направлении комплексных решений проектов. Недавно в Москве мы взялись за очень сложный проект, где произвели и установили на объекте: 3800 м² паркетной доски, более 600 штук шестиметровых алюминиевых трубок, покрытых шпоном дуба, 1600 м² стеновых панелей и встраиваемой мебели. Множество важных зон этого проекта выполнены нами: главный вход — огромный атриум площадью 2500 м², соединяющий 4 здания, основной ресторан и фойе многофункционального зала, а также более 20 переговорных комнат.
Когда я впервые посмотрел на чертежи этого проекта известного итальянского архитектора Антонио Читтерио, я сказал: «Это невозможно осуществить!» Но затем стал глубже изучать вопрос и решил, что мы сможем. Собрал группу людей, которые обладают нужными знаниями. Поодиночке они не смогли бы этого сделать, только вместе. И мы сделали это. Никто другой не справился бы. Вот в таком направлении мне нравится работать.
Также я бы хотел продолжать лично работать над заказами, о которых бы говорили: «Джозеф Швайгер сделал это специально для меня». Может быть, создать именную коллекцию паркетной доски для ограниченного круга клиентов. Люблю индивидуальный подход. Думаю, основной бизнес перейдёт к сыну, а я буду заниматься творчеством, воплощая свои идеи, свою страсть.
Я также сосредоточен на России и российском рынке, здесь мои инвестиции и будущее нашей компании.
На обложке: лобби отеля отеля Malisgarten Green Spa, Тироль, Австрия. На полу «императорский модуль Версаль» Austriawood & Co. Дуб, цвет Amber, обработка поверхности Sanded
Комментарии