Большинство проектов итальянского архитектора и дизайнера Эмануэля Гаргано глубоко связаны с природой, простотой и вечностью. Его любимые материалы — камень, дерево, натуральные виды штукатурки, металл, ткани. Главный принцип в работе — естественность и натуральность. Действующее лицо интерьеров — свет и пустота.
Эмануэль Гаргано родился в городе Ассизи, в южном, одном из самых «диких» и природных регионов Италии — Убмрии. Всё детство, по его словам, провёл в лесах недалеко от дома, и это сформировало его связь с природой и естественной красотой. Окончил школу дизайна и архитектуры ISIA в Урбино. В начале карьеры несколько лет сотрудничал с итальянским архитектором-минималистом Клаудио Сильвестрин. Большинство своих проектов создает один.
Поговорили с Эмануэлем об этичном дизайне: использовании экоматериалов, отсутствии в его проектах любого пластика, силе воображения и современном подходе к интерьеру, который обязан быть вневременным. То есть беречь ресурсы и уважать интересы природы.
Экологичный дизайн
D4U: Каким бы ни был заказ, — на высокотехнологичное здание со встроенными электронными и программными новинками или на минималистичный дом из натуральных материалов для отшельника в лесу, — именно дизайнер несёт ответственность за выбор концепции и материалов. Когда вы настаиваете на максимальной экологичности в дизайне интерьера, что вы имеете ввиду?
Эмануэль Гаргано (Э. Г.): Экологичность — это конструктивное мировоззрение. С самых первых своих проектов я всегда использовал природные необработанные материалы и старался не менять их изначальную сущность. Когда я беру в работу камень, я беру его таким, как он есть, без обработки; если использую дерево, не меняю его структуру искусственным путём — не окрашиваю, не полирую, не лакирую без необходимости.
Тема экологичности противоречива. Как можно говорить, что мы сегодня экологичны, если берём для создания интерьера камень из породы возрастом 60 или 80 тысяч лет? Или дерево: разве это экологично — срезать деревья для создания жилья? К тому же в современном интерьере иногда просто необходимо использовать индустриальные материалы, потому что в некоторых случаях для них нет альтернативы. Поэтому в любом случае наше стремление к экологичности — условно.
Главное правило для моих проектов — максимум три материала. И они должны быть в своём природном виде.
D4U: Какие это материалы?
Э. Г.: В основном — натуральный камень, дерево, натуральная штукатурка или известь, её используют со времён римлян.
D4U: Связан ли ваш выбор каррарского мрамора и известняка из Матеры с идеей бессмертия этих материалов?
Э. Г.: Да. Использование камня неизбежно для любого проекта, претендующего на долгую жизнь. Натуральный камень — это мой основной, любимый материал, он практически вечен и позволяет проектам, особенно архитектурным, жить максимально долго. Кроме того, мода на камень непреходяща во все времена.
Для меня существует большая разница между камнем и мрамором. Мрамор нравится мне гораздо меньше. Я предпочитаю использовать вулканический камень, туф, травертины различных типов — одним словом, камень, а не мрамор. Мрамор я использую для предметов искусства с философским смыслом, например, для погребальных урн.
D4U: Вы используете переработанные материалы в своих проектах? Даёте предметам «вторую жизнь»?
Э. Г.: Использую для создания объектов искусства, но не для архитектуры и дизайна помещений. С моей точки зрения, использование переработанных материалов для интерьера и архитектуры — не лучшая идея.
D4U: Какова роль времени в создании арт-объектов?
Э. Г.: Большинство проектов, над которыми я работаю в последнее время, связаны с концептом сегодняшнего дня. Но для меня сегодняшний день — не то, что под ним понимают многие. Слово «дизайн» оказалось слишком затёртым и больше не несёт в себе изначального смысла — парикмахеры сегодня тоже занимаются «дизайном», это слово воспринимается как синоним сиюминутного. Я же стремлюсь к проектам вне времени. Будучи созданными сегодня, они должны производить одинаковое впечатление и завтра, и через 100 лет.
Если в архитектуре и дизайне использовать натуральные материалы, здания и интерьеры со временем не теряют своей ценности. Наоборот, их ценность с каждым годом возрастает, пространство обретает особый шарм. Это делает проекты интереснее. Данный принцип лежит в основе минималистского стиля ваби-саби.
Если же использовать все эти лаки, покрытия, современные модные химические материалы для обработки, предметы интерьера теряют своё достоинство, портятся и становятся банально некрасивыми.
Натуральные материалы со временем обретают ценность и красоту, а искусственные по прошествии того же времени становятся старыми, некрасивыми.
Могу показать фотографии одного магазина, который я проектировал 25 лет назад, используя принцип трёх материалов — камень, дерево и металл. Эти материалы и сейчас выглядят суперсовременно, сегодня они даже красивее, чем 25 лет назад. Хозяйка магазина мне говорит: «Эмануэль, хотела заказать тебе проект другого магазина, в другом месте, но этот мне так нравится, что я не хочу новый проект, я не хочу ничего менять». Делаю проекты, которые работают против меня с точки зрения бизнеса (смеется).
Сила воображения
D4U: Как вы стали архитектором, что вас к этому привело?
Э. Г.: Я люблю создавать что-то своими руками, поэтому всегда мечтал стать плотником.
Каждый раз, когда я готовлю архитектурный проект, сначала вырезаю его модель из дерева, как это делалось в былые времена. И этот этап работы мне очень нравится.
Дальнейший путь к профессии архитектора сложился как бы сам собой. Несмотря на то, что изначально я учился в высшей школе графики и дизайна, очень скоро плоскостное измерение стало тесным, меня манила работа с пространством, и я перешёл к архитектуре и работе с объёмом.
Моей главной школой было и остаётся воображение.
Маленьким я часто бродил на окраине позади дома и в лесу. Уходил туда, чтобы спрятаться от некрасивых зданий, где был ужасный свет и планировка. Садился в тишине и проектировал в воображении уютный дом и гармоничное пространство, где бы мне хотелось жить. Это стало настоящей школой, сформировавшей меня как архитектора.
По сей день для разработки любого нового проекта мне необходимо сначала физически попасть в место, где он будет строиться, чтобы прочувствовать его изнутри, создать связь с ним. После этого может быть достаточно 10 минут, чтобы сформировать его образ во всех деталях. Это моя особенность: я могу увидеть готовый проект, когда он ещё на нулевом этапе. Сначала я его визуализирую, потом конструирую модель, а когда позже сравниваю фотографии уже реализованного проекта с его первоначальной моделью, они практически идентичны.
Мне необходимо почувствовать энергию, свет, ощущения и дух места, genius loci. Без связи с духом места в некоторых пространствах у меня просто не получается проектировать.
Ориентиры в профессии
D4U: Кто в архитектуре и дизайне является для вас ориентирами, вдохновителями, источниками идей, с кем вы ведёте внутренний диалог?
Э. Г.: Я влюбился в архитектуру, будучи совсем юным, благодаря домашней библиотеке старшего брата, который интересовался этой темой и собрал большую коллекцию книг. Первым архитектором, с которым я вошёл в контакт и который вдохновлял меня на протяжении многих лет, был Франк Ллойд Райт, он спроектировал, в частности, музей современного искусства в Нью-Йорке.
Другой большой маэстро, который стал для меня путеводной звездой, — это Людвиг Мис ван дер Роэ. У него есть замечательная фраза «меньше значит больше» (less is more), которой я руководствуюсь в своих проектах. К вопросу о современности — немецкому павильону, который он спроектировал для выставки в Барселоне 1929 года, уже почти сто лет, но этот павильон и сегодня продолжает выглядеть современно.
Ещё один маэстро, которого мне хочется упомянуть, — это Андо Тадао. На протяжении многих лет он экспериментирует только с одним видом материала — цементом, и находит уникальные решения. Такое постоянство и верность своему выбору меня очень вдохновляют.
Работа с заказчиками
D4U: Какими проектами вы занимаетесь с большим интересом — коммерческими или жилыми?
Э. Г.: На самом деле подход один и тот же. Как говорил ещё один мой большой кумир Бруно Мунари: «Между работой над проектом чайной ложки или небоскрёбом нет никакой разницы». Именно так я это и чувствую. Конечно, меняются компетенции и квалификация, la forma mentis.
Но для меня нет разницы между проектами жилого дома, объекта архитектуры или предмета интерьера. При этом мне довелось спроектировать достаточно большое количество жилых домов и квартир.
D4U: По каким признакам вы понимаете, что проект удался? У вас были провалы в дизайне?
Э. Г.: Провалов не было. Это можно понять по реакции заказчиков. У меня естественно получается поддерживать дружеские отношении с клиентами, когда я делаю для них дизайн интерьера или архитектурный проект.
Чтобы спроектировать жилой дом, необходимо понять, кто в нём будет жить и чем. А для этого важно установить дружеские отношения с заказчиком, это поможет понять его вкусы и образ жизни, иначе рискуешь создать проект, который нравится тебе, но не ему.
D4U: Что говорят заказчики — с вами легко работать?
Э. Г.: В основном да, довольно легко. Хотя мне приходится часто бороться за свои решения. Сначала слушаю всё, что хочет от проекта клиент, его видение и пожелания, но затем я очень твёрдо стою на своей позиции относительно проекта.
Бывает, что я начинаю выходить из себя, когда со стороны клиента нет ответа на мои предложения, и возникает вопрос, если клиент обращается к тебе за проектом, но при этом хочет, чтобы всё было так, как видит только он, зачем он обратился к тебе, а не сделал всё сам?
Особенно непросто работать с парами — приходится в первую очередь быть психологом, а уже потом архитектором и дизайнером.
Вдохновение внутри
D4U: Что для вас является профессиональным вызовом, к какой цели вы идёте, что в работе может заставить ваши глаза заблестеть, как в юности?
Э. Г.: Главное вдохновение я всегда черпаю из наблюдения за природой.
Вдохновение нужно всегда искать внутри себя, не снаружи.
Я считаю, что это вообще одна из основных проблем, с которой сталкивается современная молодёжь, которой я иногда преподаю архитектуру и дизайн. Когда им даёшь проект или задание, первое, что они делают — ищут ответы в журналах и книгах по архитектуре.
На самом деле, чтобы быть действительно оригинальным, — нужно просто быть самим собой. А для того, чтобы быть собой, нужно смотреть внутрь.
Конечно, вдохновение может прийти из различных источников и в разном виде — от увиденного фильма или прочитанной книги, из окружающей природы.
Один из моих основных источников вдохновения помимо природы — изобразительное искусство. И для архитектуры, и для проектов по дизайну, и для предметов искусства, которые я создаю. Изобразительное искусство — моя большая любовь на протяжении всей жизни.
Маленький бюджет — не ограничение, а стимул
D4U: Если у заказчика маленький бюджет, насколько это большая помеха для реализации проекта? Или даже с небольшими бюджетами (или вообще с их отсутствием) можно сделать всё, что необходимо?
Э. Г.: Мне нравится работать в том числе и с невысокими бюджетами, потому что это стимулирует на поиск альтернатив, которые в итоге всегда очень интересны. Альтернативы как в плане материалов, так и в плане их применения. Идея всегда выигрывает. У меня было много очень интересных проектов с низкими бюджетами, и там творчество взяло своё.
Маленький бюджет — не помеха. Наоборот, чаще всего это стимул, а не ограничение.
D4U: Вы человек современной эпохи?
Э. Г.: Я ощущаю себя современным, но с античной душой. Если говорить о конкретном времени, начало XX века в Японии — моё время. Этот период мне очень интересен, особенно начало XX века на Востоке, когда в архитектуре стали появляться новые технологии, но при этом сохранялся типичный для Востока минимализм. Нет, современный мир мне не очень нравится, честно говоря.
На обложке: Эмануэль Гаргано. Фото из личного архива
Комментарии