D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

Большинство проектов итальянского архитектора и дизайнера Эмануэля Гаргано глубоко связаны с природой, простотой и вечностью. Его любимые материалы — камень, дерево, натуральные виды штукатурки, металл, ткани. Главный принцип в работе — естественность и натуральность. Действующее лицо интерьеров — свет и пустота.

Эмануэль Гаргано родился в городе Ассизи, в южном, одном из самых «диких» и природных регионов Италии — Убмрии. Всё детство, по его словам, провёл в лесах недалеко от дома, и это сформировало его связь с природой и естественной красотой. Окончил школу дизайна и архитектуры ISIA в Урбино. В начале карьеры несколько лет сотрудничал с итальянским архитектором-минималистом Клаудио Сильвестрин. Большинство своих проектов создает один.

Поговорили с Эмануэлем об этичном дизайне: использовании экоматериалов, отсутствии в его проектах любого пластика, силе воображения и современном подходе к интерьеру, который обязан быть вневременным. То есть беречь ресурсы и уважать интересы природы.

Экологичный стиль в интерьере квартиры
Интерьер квартиры, выполненный по проекту Эмануэля Гаргано. Фото из личной коллекции архитектора

Экологичный дизайн

D4U: Каким бы ни был заказ, — на высокотехнологичное здание со встроенными электронными и программными новинками или на минималистичный дом из натуральных материалов для отшельника в лесу, — именно дизайнер несёт ответственность за выбор концепции и материалов. Когда вы настаиваете на максимальной экологичности в дизайне интерьера, что вы имеете ввиду?

Эмануэль Гаргано (Э. Г.): Экологичность — это конструктивное мировоззрение. С самых первых своих проектов я всегда использовал природные необработанные материалы и старался не менять их изначальную сущность. Когда я беру в работу камень, я беру его таким, как он есть, без обработки; если использую дерево, не меняю его структуру искусственным путём — не окрашиваю, не полирую, не лакирую без необходимости.

Интерьер в экостиле и лампа Fatua в гостинной
Интерьер в экостиле и лампа Fatua в гостинной виллы La Tartufaia Villa в Умбрии, Италия

Тема экологичности противоречива. Как можно говорить, что мы сегодня экологичны, если берём для создания интерьера камень из породы возрастом 60 или 80 тысяч лет? Или дерево: разве это экологично — срезать деревья для создания жилья? К тому же в современном интерьере иногда просто необходимо использовать индустриальные материалы, потому что в некоторых случаях для них нет альтернативы. Поэтому в любом случае наше стремление к экологичности — условно.

Главное правило для моих проектов — максимум три материала. И они должны быть в своём природном виде.

D4U: Какие это материалы?

Э. Г.: В основном — натуральный камень, дерево, натуральная штукатурка или известь, её используют со времён римлян.

Свечи из травертина в интерьере
Свечи из травертина, объекты дизайна с философской темой вечности. Дизайн Эмануэля Гаргано

D4U: Связан ли ваш выбор каррарского мрамора и известняка из Матеры с идеей бессмертия этих материалов?

Э. Г.: Да. Использование камня неизбежно для любого проекта, претендующего на долгую жизнь. Натуральный камень — это мой основной, любимый материал, он практически вечен и позволяет проектам, особенно архитектурным, жить максимально долго. Кроме того, мода на камень непреходяща во все времена.

Для меня существует большая разница между камнем и мрамором. Мрамор нравится мне гораздо меньше. Я предпочитаю использовать вулканический камень, туф, травертины различных типов — одним словом, камень, а не мрамор. Мрамор я использую для предметов искусства с философским смыслом, например, для погребальных урн.

Погребальная урна из каррарского мрамора Sunt Urn как идея вечности. Дизайн Эмануэля Гаргано, проект ESChatology

D4U: Вы используете переработанные материалы в своих проектах? Даёте предметам «вторую жизнь»?

Э. Г.: Использую для создания объектов искусства, но не для архитектуры и дизайна помещений. С моей точки зрения, использование переработанных материалов для интерьера и архитектуры — не лучшая идея.

D4U: Какова роль времени в создании арт-объектов?

Э. Г.: Большинство проектов, над которыми я работаю в последнее время, связаны с концептом сегодняшнего дня. Но для меня сегодняшний день — не то, что под ним понимают многие. Слово «дизайн» оказалось слишком затёртым и больше не несёт в себе изначального смысла — парикмахеры сегодня тоже занимаются «дизайном», это слово воспринимается как синоним сиюминутного. Я же стремлюсь к проектам вне времени. Будучи созданными сегодня, они должны производить одинаковое впечатление и завтра, и через 100 лет.

Если в архитектуре и дизайне использовать натуральные материалы, здания и интерьеры со временем не теряют своей ценности. Наоборот, их ценность с каждым годом возрастает, пространство обретает особый шарм. Это делает проекты интереснее. Данный принцип лежит в основе минималистского стиля ваби-саби.

Интерьер в стиле ваби-саби
Интерьер в стиле ваби-саби и лампа Cado, фото из личной коллекции Эмануэля Гаргано
Интерьер рабочего пространства в стиле минимализма
Необработанные массивы из мрамора и интерьер рабочего пространства в стиле минимализма, фото из личной коллекции Эмануэля Гаргано

Если же использовать все эти лаки, покрытия, современные модные химические материалы для обработки, предметы интерьера теряют своё достоинство, портятся и становятся банально некрасивыми.

Натуральные материалы со временем обретают ценность и красоту, а искусственные по прошествии того же времени становятся старыми, некрасивыми.

Могу показать фотографии одного магазина, который я проектировал 25 лет назад, используя принцип трёх материалов — камень, дерево и металл. Эти материалы и сейчас выглядят суперсовременно, сегодня они даже красивее, чем 25 лет назад. Хозяйка магазина мне говорит: «Эмануэль, хотела заказать тебе проект другого магазина, в другом месте, но этот мне так нравится, что я не хочу новый проект, я не хочу ничего менять». Делаю проекты, которые работают против меня с точки зрения бизнеса (смеется).

Магазин одежды с использованием дерева, камня, металла, стекла. Фото из личной коллекции Эмануэля Гаргано

Сила воображения

D4U: Как вы стали архитектором, что вас к этому привело?

Э. Г.: Я люблю создавать что-то своими руками, поэтому всегда мечтал стать плотником.

Каждый раз, когда я готовлю архитектурный проект, сначала вырезаю его модель из дерева, как это делалось в былые времена. И этот этап работы мне очень нравится.

Модель проекта частного дома работы Эмануэля Гаргано. Материал: дерево

Дальнейший путь к профессии архитектора сложился как бы сам собой. Несмотря на то, что изначально я учился в высшей школе графики и дизайна, очень скоро плоскостное измерение стало тесным, меня манила работа с пространством, и я перешёл к архитектуре и работе с объёмом.

Моей главной школой было и остаётся воображение.

Маленьким я часто бродил на окраине позади дома и в лесу. Уходил туда, чтобы спрятаться от некрасивых зданий, где был ужасный свет и планировка. Садился в тишине и проектировал в воображении уютный дом и гармоничное пространство, где бы мне хотелось жить. Это стало настоящей школой, сформировавшей меня как архитектора.

Favilluta, развалины в лесах Умбрии, родные места, которые вдохновили Эмануэля на многие его проекты в архитектуре и дизайне, фото из личной коллекции Эмануэля Гаргано

По сей день для разработки любого нового проекта мне необходимо сначала физически попасть в место, где он будет строиться, чтобы прочувствовать его изнутри, создать связь с ним. После этого может быть достаточно 10 минут, чтобы сформировать его образ во всех деталях. Это моя особенность: я могу увидеть готовый проект, когда он ещё на нулевом этапе. Сначала я его визуализирую, потом конструирую модель, а когда позже сравниваю фотографии уже реализованного проекта с его первоначальной моделью, они практически идентичны.

Мне необходимо почувствовать энергию, свет, ощущения и дух места, genius loci. Без связи с духом места в некоторых пространствах у меня просто не получается проектировать.

Ориентиры в профессии

D4U: Кто в архитектуре и дизайне является для вас ориентирами, вдохновителями, источниками идей, с кем вы ведёте внутренний диалог?

Э. Г.: Я влюбился в архитектуру, будучи совсем юным, благодаря домашней библиотеке старшего брата, который интересовался этой темой и собрал большую коллекцию книг. Первым архитектором, с которым я вошёл в контакт и который вдохновлял меня на протяжении многих лет, был Франк Ллойд Райт, он спроектировал, в частности, музей современного искусства в Нью-Йорке.

Франк Ллойд Райт, неизвестный фотограф, из архива The Frank Lloyd Wright Foundation Archives/The Museum of Modern Art/Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York
Гуггенхайм (музей современного искусства в Нью Йорке), проект Франк Ллойд Райта. Фотограф William H. Short

Другой большой маэстро, который стал для меня путеводной звездой, — это Людвиг Мис ван дер Роэ. У него есть замечательная фраза «меньше значит больше» (less is more), которой я руководствуюсь в своих проектах. К вопросу о современности — немецкому павильону, который он спроектировал для выставки в Барселоне 1929 года, уже почти сто лет, но этот павильон и сегодня продолжает выглядеть современно.

Людвиг Мис ван дер Роэ, из архива Getty Images
Выставочный павильон в Германии, проект Людвиг Мис ван дер Роэ. Фотография Cemal Emden
Выставочный павильон в Германии, проект Людвиг Мис ван дер Роэ. Фотография Cemal Emden

Ещё один маэстро, которого мне хочется упомянуть, — это Андо Тадао. На протяжении многих лет он экспериментирует только с одним видом материала — цементом, и находит уникальные решения. Такое постоянство и верность своему выбору меня очень вдохновляют.

«Я страстно ищу себя, свою индивидуальность в архитектуре. В мире, где всё находится в постоянном движении, этот мой поиск неизменен, и полученных ответов никогда не достаточно». Андо Тадао, фотограф Kazumi Kurigami

Работа с заказчиками

D4U: Какими проектами вы занимаетесь с большим интересом — коммерческими или жилыми?

Э. Г.: На самом деле подход один и тот же. Как говорил ещё один мой большой кумир Бруно Мунари: «Между работой над проектом чайной ложки или небоскрёбом нет никакой разницы». Именно так я это и чувствую. Конечно, меняются компетенции и квалификация, la forma mentis.

Но для меня нет разницы между проектами жилого дома, объекта архитектуры или предмета интерьера. При этом мне довелось спроектировать достаточно большое количество жилых домов и квартир.

D4U: По каким признакам вы понимаете, что проект удался? У вас были провалы в дизайне?

Э. Г.: Провалов не было. Это можно понять по реакции заказчиков. У меня естественно получается поддерживать дружеские отношении с клиентами, когда я делаю для них дизайн интерьера или архитектурный проект.

Ванная в жилом доме в стиле минимализм
Ванная в жилом доме, фото из личной коллекции Эмануэля Гаргано

Чтобы спроектировать жилой дом, необходимо понять, кто в нём будет жить и чем. А для этого важно установить дружеские отношения с заказчиком, это поможет понять его вкусы и образ жизни, иначе рискуешь создать проект, который нравится тебе, но не ему.

D4U: Что говорят заказчики — с вами легко работать?

Э. Г.: В основном да, довольно легко. Хотя мне приходится часто бороться за свои решения. Сначала слушаю всё, что хочет от проекта клиент, его видение и пожелания, но затем я очень твёрдо стою на своей позиции относительно проекта.

Бывает, что я начинаю выходить из себя, когда со стороны клиента нет ответа на мои предложения, и возникает вопрос, если клиент обращается к тебе за проектом, но при этом хочет, чтобы всё было так, как видит только он, зачем он обратился к тебе, а не сделал всё сам?

Особенно непросто работать с парами — приходится в первую очередь быть психологом, а уже потом архитектором и дизайнером.

Диалог с заказчиком и партнёром Донной Каран, фото из личной коллекции Эмануэля Гаргано

Вдохновение внутри

D4U: Что для вас является профессиональным вызовом, к какой цели вы идёте, что в работе может заставить ваши глаза заблестеть, как в юности?

Э. Г.: Главное вдохновение я всегда черпаю из наблюдения за природой.

Вдохновение нужно всегда искать внутри себя, не снаружи.

Я считаю, что это вообще одна из основных проблем, с которой сталкивается современная молодёжь, которой я иногда преподаю архитектуру и дизайн. Когда им даёшь проект или задание, первое, что они делают — ищут ответы в журналах и книгах по архитектуре.

На самом деле, чтобы быть действительно оригинальным, — нужно просто быть самим собой. А для того, чтобы быть собой, нужно смотреть внутрь.

Конечно, вдохновение может прийти из различных источников и в разном виде — от увиденного фильма или прочитанной книги, из окружающей природы.

Один из моих основных источников вдохновения помимо природы — изобразительное искусство. И для архитектуры, и для проектов по дизайну, и для предметов искусства, которые я создаю. Изобразительное искусство — моя большая любовь на протяжении всей жизни.

«Единственный настоящий свет — это свет в картинах Рембранта», — говорит Эмануэль об одном из своих любимых живописцев. Rembrandt | Jeremiah Lamenting the Destruction of Jerusalem, 1630

Маленький бюджет — не ограничение, а стимул

D4U: Если у заказчика маленький бюджет, насколько это большая помеха для реализации проекта? Или даже с небольшими бюджетами (или вообще с их отсутствием) можно сделать всё, что необходимо?

Э. Г.: Мне нравится работать в том числе и с невысокими бюджетами, потому что это стимулирует на поиск альтернатив, которые в итоге всегда очень интересны. Альтернативы как в плане материалов, так и в плане их применения. Идея всегда выигрывает. У меня было много очень интересных проектов с низкими бюджетами, и там творчество взяло своё.

Маленький бюджет — не помеха. Наоборот, чаще всего это стимул, а не ограничение.

«То особенное и сокровенное, что мы зовём внутренним светом, то, что делает некоторых, немногих людей такими особенными — возможно, отражает первобытное желание просто быть. Быть, а не иметь». Эмануэль Гаргано. Фотография из личного архива

D4U: Вы человек современной эпохи?

Э. Г.: Я ощущаю себя современным, но с античной душой. Если говорить о конкретном времени, начало XX века в Японии — моё время. Этот период мне очень интересен, особенно начало XX века на Востоке, когда в архитектуре стали появляться новые технологии, но при этом сохранялся типичный для Востока минимализм. Нет, современный мир мне не очень нравится, честно говоря.

На обложке: Эмануэль Гаргано. Фото из личного архива

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Фотоподборки
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Екатерина Павлова
26 Апр 2024
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Видео
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Новости
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Тренды
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Мария Орехова
24 Апр 2024
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Советы и идеи
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Андрей Донец
24 Апр 2024
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Новости
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Дизайн для тебя
23 Апр 2024
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
DIY
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
Андрей Донец
22 Апр 2024
Как выбрать световую температуру помещения
Видео
Как выбрать световую температуру помещения
Дизайн для тебя
22 Апр 2024
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Новости
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Дизайн для тебя
20 Апр 2024
Российский форум индустрии дизайна пройдёт 18–19 апреля
Новости
Российский форум индустрии дизайна пройдёт 18–19 апреля
Дизайн для тебя
18 Апр 2024
Как обустроить удобную бьюти-зону
Видео
Как обустроить удобную бьюти-зону
Дизайн для тебя
18 Апр 2024
Новое золото: 51 пример использования латуни в интерьере
Фотоподборки
Новое золото: 51 пример использования латуни в интерьере
Мария Орехова
17 Апр 2024
загрузить еще