D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

Как соединить французскую и русскую эстетику, выстроить интерьер, способный сделать человека счастливым, и почему для дизайнера важен такт, — в интервью D4U рассказал интерьерный архитектор Илья Сологубовский.

Илья Сологубовский

Илья Сологубовский

архитектор, дизайнер, декоратор

Создатель и руководитель студии «Деко Интериорс» и текстильной студии French Touch. Постоянный участник профильных выставок и конкурсов. Знаток, тонкий ценитель и популяризатор французского стиля в интерьере.

Точка отсчёта: французский стиль и русская традиция

D4U: Во всех ваших проектах так или иначе присутствует французская нота. Откуда она взялась? С чего началась ваша любовь к французскому стилю?

Илья Сологубовской (И. С.): Для меня всё началось с языка. Вообще, язык — это ключ к мировоззрению, отличному от твоего, и к определенной эстетике, конечно, тоже. Французский язык стал моим проводником к французской культуре, а затем к архитектуре и дизайну. Я начал заниматься дизайном, уже имея за плечами высшее гуманитарное образование. Это были 1990-е годы, слом эпох, пора больших экспериментов. Я оказался во французской среде, попал в сообщество архитекторов-дизайнеров и как губка впитал новую для себя профессию.

Мое архитектурное бюро создано по образцу подобных компаний, работу которых я видел во Франции. И это касается, конечно, не только стиля, а вообще всего: выстраивания отношений с заказчиками, организации внутренних процессов.

Атмосфера традиционного шале: обилие дерева, предметы, которые хочется рассматривать. Проект шале “Le Renard” у подножия Монблана, фото — Frédérique Ducout

К моей большой радости, французский стиль вдруг оказался у нас очень востребован в тот момент, когда я начинал работу.

Французский стиль — это не что-то застывшее. Он живой — меняется, трансформируется. Но я по сей день остаюсь ему верен.

D4U: В чем принципиальная разница в организации работы во французском и русском подходах к дизайну интерьера?

И. С.: У нас два этих пласта, архитектура и интерьер, существуют как бы обособленно. Архитектор решает задачи более крупные, градостроительные задачи, даже если мы говорим о частных проектах. Зона ответственности дизайнера — стиль, внутреннее наполнение. В рамках французского подхода это единое направление, профессия на стыке.

Моя профессия, то, как я себя определяю, — по-французски architecte d'interieur, интерьерный архитектор.

Лёгкий французский тач в декоре делает пространство спальни более романтичным. Проект квартиры на Остоженке
Бильярдная комната в классическом стиле — место отдыха и неторопливых разговоров. Фото — Frédérique Ducout
Рабочий уголок в спальне: светлое, комфортное пространство, где ничего не отвлекает. Фото — Виктор Чернышов

D4U: Французская и русская традиции, которые вы совмещаете в работе, насколько они способны к взаимоинтеграции?

И. С.: Изначально общеевропейская культурная традиция и — французская в том числе — развивались параллельно с русской. До революции 1917 года, во всяком случае. Потом началось исторически обусловленное отставание, а в новейшее время традиция продолжилась. То есть это не какое-то искусственное сращивание, а просто восстановление связей.

Когда у людей появилась возможность путешествовать, близко изучать другие культуры, сравнивать, экспериментировать, снова возник запрос на европейский, французский интерьер.

Природа как полноправная часть дома — традиция родом из дворянских усадеб XIX века, но она актуальна и в наши дни. Фото из архива И. Сологубовского

Курс на новую архитектуру

D4U: Вы работаете в стилях, которые предполагают достаточно декоративный подход, — классика, прованс, ар-деко. Насколько велик сейчас запрос на эти направления? Или всё-таки это проекты штучные, а главным трендом остается современный функционализм?

И. С.: Если говорить об архитектурных проектах, загородных домах, например, то запрос меняется. Есть движение от классической архитектуры к более современной, функциональной, лёгкой, открытой. И соответственно меняется наполнение домов, дизайн трансформируется под эту новую архитектуру.

Чистые стили сейчас встречаются нечасто, но мы можем использовать элементы разных направлений для создания нужной атмосферы. Стили, близкие к классике, никогда не исчезнут. Потому что классика — это бесконечный простор для экспериментов и интерпретаций.

Архитектура, неотделимая от интерьера: когда то, что «снаружи», органично продолжено тем, что «внутри». Проект дома «Изба де Шарм», фото — Лиза Эшва

D4U: Наверняка есть стили, которые легче интегрируются в нашу архитектурную среду, и те, что сложнее. Например, на слуху прованс. У него есть многочисленные фанаты. Насколько этот стиль органичен в российских условиях?

И. С.: Да, бывает, заказчики говорят: хотим, чтобы как в Провансе. Но ведь составляющие стиля — не только архитектура и декоративные приёмы. Это ещё среда в более широком смысле: свет, воздух, солнце. В России их просто нет в таком объёме, который позволил бы полностью передать атмосферу Прованса. Мы чаще работаем с полутонами, с отдельными элементами. История есть, она считывается, угадывается в архитектурных и дизайнерских решениях, но это всегда интерпретация.

Светлый кухонный гарнитур с резными фасадами впечатляюще вместителен, но при этом выглядит изящно. Проект квартиры с французским шармом в Москве, фото — Frédérique Ducout

Проект как маленькая жизнь

D4U: Давайте поговорим о заказчиках. Как вы находите друг друга? Как происходит match между вами и клиентом?

И. С.: Для меня каждый проект — это маленькая жизнь длиною в два года, а иной раз и больше. Поэтому я очень тщательно подхожу к выбору своего заказчика, мне важно, чтобы мы были на одной волне.

Чтобы всё сошлось, мне нужно разобраться в человеке, понять его, определить, как он в действительности живёт, чего хочет. Учитывая, что часто важные мысли клиенты озвучивают на эзоповом языке, это может быть непростой задачей.

В ответ я всегда подробно объясняю принципы, по которым работаю. Если на этом уровне происходит совпадение — значит, всё сложится.

Мебель и декор, подобранные для конкретного проекта, составляют уникальную дизайнерскую комбинацию — так возникает дух места. Проект квартиры с французским шармом в Москве, фото — Frédérique Ducout

Главное для меня — когда маленький мир, который удалось создать буквально с чистого листа, из голых стен или даже из совершенно пустой строительной площадки, делает человека счастливым.

Помимо интерьеров у меня есть проекты, выполненные полностью с нуля, от архитектурных решений до декора. Главное — уметь чувствовать пространство, чувствовать место, только так можно найти гармоничное наполнение для него.

Деревянные балки задают определённую «историческую» тональность, но это не мешает интегрировать в интерьер современные вещи. Проект шале “Le Renard” у подножия Монблана, фото — Frédérique Ducout

D4U: Есть проекты, за которые вы никогда не возьметесь?

И. С.: Я бы не стал делать барочный интерьер, готику. Это совсем другая эпоха, далекая от нас, и в художественном смысле это очень сложная история. Хотя удачные примеры были, например ресторан Ле Дюк, оформленный в готическом стиле.

Декораторам, работающим в кино, приходится погружаться в разные эпохи, чтобы воссоздавать их предметный мир в кадре. Но мы всё-таки делаем интерьеры, а не декорации.

Винтажные и состаренные предметы придают интерьеру глубину и документальную выразительность. Проект шале “Le Renard” у подножия Монблана, фото — Frédérique Ducout

D4U: Есть ли идея, с которой вы ещё не работали, но очень хотели бы?

И. С.: Долгое время у меня было желание поэкспериментировать с деревянным зодчеством, разобраться в нём. Но пять лет назад я эту идею реализовал в проекте «Изба де Шарм». Это классическая русская изба-пятистенок в Ивановской области, выстроенная по всем канонам, как это делали наши предки.

Бревно — материал сложный, капризный, но у него есть свой шарм. Оказалось, что оставить бревенчатые стены внутри может быть здорово. Их хочется трогать, они замечательно пахнут, они тёплые. Этот материал дарит принципиально другие ощущения, чем штукатурка, например, или краска.

Бревенчатые стены — прекрасный фон для текстиля спокойных светлых оттенков. Проект дома «Изба де Шарм», фото — Лиза Эшва

Тактильное взаимодействие с материалом — особая история. Скульптор, гончар работает с глиной, а дизайнер, декоратор имеет возможность работать с тканями — они пластичные, отзывчивые, с их помощью можно создавать любые формы.

Текстиль как ключевой элемент тепла — в интерьере этой спальни всех поверхностей хочется касаться. Проект квартиры «Архангельский», фото — Виктор Чернышов

D4U: Вы проектируете не только частные интерьеры, но и коммерческие. Расскажите о них. И какое направление для вас интереснее?

И. С.: Жилой интерьер всегда интереснее создавать, потому что коммерческий в значительной степени обезличен. Задача другая: ты создаёшь атмосферу, которая будет соответствовать предмету, направлению, аудитории. Есть свои плюсы в проектировании коммерческих пространств — у дизайнера в этом случае больше свободы. Я оформлял и торговые пространства, и рестораны. Да, интересно создать такое место, куда людям захочется приходить, у которых с этим местом будет связана какая-то история. Но эти люди всё равно приходящие. А жилой интерьер — это всегда вдолгую. Тем и хорош.

Когда угадываешь мысли человека, облекаешь в архитектурную, дизайнерскую форму его желания и фантазии, может быть, скрытые даже от него самого, — это ни с чем нельзя сравнить. Это наполняет.

Есть и обратная сторона медали: в частном проекте заказчик — истина в последней инстанции. Всё может рухнуть в один момент, если какую-то модель, которую ты создал и она кажется тебе идеальной, заказчик не готов принять.

Интерьер ресторана «Дионис» в Сочи. Фото — Роман Демченко

Архитектура, дизайн, контекст

D4U: В архитектурных проектах вы особое внимание уделяете окнам. Почти в каждом проекте они необычные: нестандартной формы, размера, с интересным расположением. Расскажите об этом.

И. С.: Окна для меня — принципиальный момент. Через окна по-разному раскрывается и внутреннее пространство. В готовой архитектуре есть условия, которые вы не можете поменять, ну, разве что внутри поработать с зонированием, ориентируясь на стороны света. А если дом строится для конкретного человека, расположение и геометрию окон можно менять.

Частный дом — это, как правило, загородный ритм, природа. И она должна входить в проект как его часть. Чем больше будет открытости, связи аутсайд-инсайд, тем комфортнее будет жизнь. И роль окон тут переоценить трудно.

Когда панорамное окно выходит в сад, интерьер и экстерьер перетекают друг в друга, и это дарит особое ощущение свободы. Проект «Дом Чайки», фото — Нина Фролова

D4U: В условиях российского климата особая забота — чтобы через большие окна то, что снаружи (например, тридцатиградусный мороз, метель или дождь), не заходило внутрь дома. Как быть с этим?

И. С.: Это предмет частых дискуссий с заказчиками, но я всегда выигрываю в этом споре! При современных технологиях нет никаких проблем с тем, чтобы сделать большое остекление: при максимальной открытости дома можно сохранять в нём уют и тепло. Конечно, есть свои нюансы в панорамном остеклении. Если тебя со всех сторон окружают стёкла, ты чувствуешь себя рыбкой в аквариуме, становится некомфортно, нарушается приватность. Тут, как и везде, нужен баланс. Это проверка архитектора на профессионализм: пространство можно выстроить так, чтобы при максимальной открытости сохранить правильное ощущение безопасного, тёплого и комфортного дома.

Мне нравится, когда природа становится частью интерьера. Она меняется четыре раза в год, картинка за окном никогда не бывает одинаковой при разной погоде, утром и вечером. И интерьер звучит совершенно по-разному.

D4U: Для вас важно использовать аутентичные материалы, или интерьер с «историческими» акцентами допускает и применение современных?

И. С.: Я вдохновляюсь проектами, которые лежат на стыке трансформации старых форм и современного дизайна. Но я безоговорочно против эрзацев, грубой имитации.

Пластик не может заменить гипс. Печать на керамике не может заменить мрамор. Это абсолютное табу.

В этом помещении много тёплой деревянной фактуры, а экстерьер «входит» в интерьер посредством декора — картина над диваном, изображающая залитую солнцем веранду, создаёт ощущение близости к природе. Проект «Дом Чайки», фото — Нина Фролова

Для архитектора, дизайнера важен такт. Это касается всех работ, и конструктивных, и декоративных, и работы со средой. Например, мой проект деревянного дома в Плёсе, в историческом месте, был таким экспериментом. Я не нарушил городскую среду, сознательно остался в рамках классической формы русского дома, но смог привнести в проект авторские решения — в отношении остекления, например.

Беспроигрышные честные фактуры — металл и дерево — в оформлении кухни. Проект шале “Le Renard” у подножия Монблана, фото — Frédérique Ducout

Материал декоратора: ткани

D4U: У вас есть собственный текстильный проект French Touch. Расскажите, как он появился, как развивался, чем он живёт?

И. С.: В начале 2000-х текстильного дизайна как самостоятельного направления в России не было. Я всегда понимал важность декора, а ключевой элемент декора в интерьере — текстиль. Поэтому ещё в 2004 году я выделил отдельное направление, текстильный проект French Touch.

Мне хотелось перенести многовековую французскую традицию на нашу почву, чтобы дать людям возможность получать более качественный интерьер. Слоган French Touch: «Ткани для ценителей и профессионалов». Я стараюсь ему следовать.

Шторы, ковёр, обивка мебели — важно всё, ведь именно текстиль задаёт атмосферу. Проект квартиры с французским шармом в Москве, фото — Frédérique Ducout

Я привез французскую швею, которая проработала у нас два года, чтобы передать свой опыт по пошиву штор. Подмастерье, которые у неё тогда были, до сих пор в нашей команде.

Запрос на качественный красивый текстиль есть всегда. А без правильных рук, через которые материал пройдёт, чтобы стать частью интерьера, ничего не получится — кусок ткани останется просто куском ткани.

Конечно, с годами что-то в работе меняется. Мода находится в постоянном движении, в тренде оказываются разные цвета, принты. Но всегда остаются люди, которых привлекает традиционная эстетика. French Touch способен удовлетворить этот запрос, у нас всегда есть классические ткани, шёлк, ткани с набивными рисунками, басонные изделия. Есть и более лаконичные материалы, которые подходят для современных интерьеров.

После ребрендинга в 2023 году проект обрел новую жизнь, открылся новый шоурум.Но мы сохранили все технологии, состав команды и концепцию. Теперь проект называется French Touch by Buro All Textile.

Классические ткани в оформлении традиционной деревянной избы — двойная порция тепла для тех, кто никуда не торопится. Проект дома «Изба де Шарм», фото — Лиза Эшва

Приметы времени как дизайнерский инструмент

D4U: Если говорить о роли декора в интерьере, нельзя не упомянуть винтажные вещи. В ваших проектах много предметов с историей — как они появляются?

И. С.: Это профессиональный подход, но в то же время — естественный, продиктованный жизнью. Мне нравится создавать проекты, в которых видна семейная традиция. Показать её можно через эклектику предметов. Особо ценные вещи люди сохраняют, не выбрасывают, но жизнь не стоит на месте, и в пространстве появляются новые.

Умение миксовать элементы, относящиеся к разным эпохам, — одна из черт французской декоративной традиции. Мне нравится этот подход — дизайн, дающий ощущение «непрерывности» жизни. И многим моим клиентам он близок.

Атмосферные детали очень важны — чрезмерно упорядоченный интерьер может казаться пустым и холодным. Проект квартиры «Воробьёвы горы»
Постеры на стенах, декоративные статуэтки, часы — всё работает на создание нужной атмосферы. Проект квартиры «Воробьёвы горы»

Мы используем аутентичные предметы, которые хранятся в семье, а кроме того, я большой любитель блошиных рынков и аукционов. Посещая такие места, я встречаю характерные предметы, которые способны органично дополнить тот или иной интерьер. Иногда одна такая вещь выстраивает вокруг себя всё пространство.

Интерьер приобретает объём, становится «многослойным», когда в нём видны приметы разного времени.

D4U: Как быть с классическим интерьером, если нужно встроить в него большое количество современных вещей — бытовую технику, например?

И. С.: Не вижу проблемы. Мода на эклектичные интерьеры потому и возникла, что в предметном мире сейчас всё меняется, и меняется быстро. Самый очевидный пример — кухня. В этом помещении, как правило, много техники, но даже если это классическая кухня, встроить необходимые вещи в общую картину можно с помощью цвета, за счёт отделки они будут смотреться гармонично.

Интересно, что по французским канонам в объектив интерьерного фотографа никогда не попадет телевизор. Просто кадр будет выстроен так, чтобы он туда не попал.

Жизнь влияет на дизайн, а дизайн — на жизнь

D4U: Вы следите за трендами? Куда, по вашим ощущением, в ближайшее время качнется маятник интерьерной моды?

И. С.: Я посещаю все крупные международные выставки, и парижскую, и миланскую, наблюдаю за тем, что делают производители. Это важно, чтобы видеть явные тренды и чувствовать то, что лишь угадывается.

Бывает, делаешь проект, там преобладает сочетание дерева с металлом, например, или определённые цветовые акценты, а потом оказывается — это сейчас на пике, это тренд сезона. Так работает чутьё.

Лёгкий ретро-вайб несложно создать с помощью красочного декора — постеров, картин, оригинальных светильников. Проект квартиры на Остоженке

Один из долгоиграющих трендов сейчас — интерес к стилистике 1960–1970-х. Он сохраняется и, по моим наблюдениям, даже набирает популярность. Зарождающаяся тенденция — бионические формы, но пока этот тренд нельзя назвать глобальным. Многие изменения происходят на уровне технологических приёмов, новых материалов, новых принципов обработки материалов. Общественная жизнь, наука, кино, развитие технологий — всё влияет на нас.

Яркая геометрия в интерьере ванной — деликатный намёк на эксперименты шестидесятых. Проект шале “Le Renard” у подножия Монблана, фото — Frédérique Ducout

D4U: Когда смотрите кино, отмечаете, как построены интерьеры?

И. С.: Конечно. Вообще построение кинопространства — очень интересно. Павильонные съёмки — одно, съёмки в реальных исторических, например, интерьерах — совсем другое. Есть фильмы, где каждый кадр хочется поставить на стоп, чтобы рассмотреть все детали. Для меня в художественном отношении безупречны фильмы Звягинцева, например. Да, они непросты в восприятии, сложны психологически, драматичны, но в отношении картинки это совершенство.

D4U: Интерьер может изменить жизнь?

И. С.: Да, человек меняется под воздействием интерьера. Тут важна деликатность: когда создаёшь новый интерьер, новую «рамку» для жизни человека, важно, чтобы ему было удобно в ней. Чтобы новое пространство не «ломало», чтобы было созвучно.

Я видел интерьеры, которые люди заказывали близким в подарок. Это неоднозначная история. Организация пространства, выстроенная одним человеком для другого, может второму совершенно не подойти.

В последнее время я вижу такую тенденцию: люди не просто обновляют интерьер — под слом идут целые дома! Такая крупная трансформация — это всегда некоторый риск. Кто-то дорожит местом, но хочет полностью изменить свой дом. Кто-то хочет создать что-то принципиально новое уже на новом месте, потому что старый дом не соответствует возрасту, статусу, положению, философии хозяина. Мои заказчики — в основном люди зрелые, у которых самоидентификация уже сложилась, поэтому проекты, созданные для них, живут долго.

На обложке: фото из архива И. Сологубовского

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Постирочная — это модно: особенности, варианты наполнения и примеры проектов
Тренды
Постирочная — это модно: особенности, варианты наполнения и примеры проектов
Александра Михеева
1 Мая 2024
Союз архитекторов России огласил тему фестиваля «Зодчество» в 2024 году
Новости
Союз архитекторов России огласил тему фестиваля «Зодчество» в 2024 году
Дизайн для тебя
30 Апр 2024
Проекты архитектурного дизайнера Ильи Сологубовского
Видео
Проекты архитектурного дизайнера Ильи Сологубовского
Дизайн для тебя
29 Апр 2024
Как украсить квартиру к Пасхе: советы декоратора
Советы и идеи
Как украсить квартиру к Пасхе: советы декоратора
Александра Михеева
29 Апр 2024
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Новости
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Дизайн для тебя
27 Апр 2024
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Фотоподборки
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Екатерина Павлова
26 Апр 2024
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Видео
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Новости
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Тренды
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Мария Орехова
24 Апр 2024
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Советы и идеи
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Андрей Донец
24 Апр 2024
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Новости
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Дизайн для тебя
23 Апр 2024
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
DIY
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
Андрей Донец
22 Апр 2024
загрузить еще