Строгие линии, выверенные пропорции, воздушные пространства — авторский почерк московского бюро Babayants Architects, основанного Артёмом и Лией Бабаянц. Аристократичная эстетика и сдержанная лаконичность проектов дизайнеров завораживает. В интервью расспросили Лию о философии минимализма и его поклонниках, которые окружают себя только изысканными и только самыми необходимыми вещами.
Содержание
Минимализм как категория мышления
Почему цвет не должен быть слишком ярким
Пять главных инструментов для создания интерьера
Мебель и архитектура как декор
Идеи, ориентиры, вдохновение
Задавать тренды, а не следовать им
Почему минимализм — это дорого
Минимализм как категория мышления
D4U: Вы — адепты минимализма. За что вы любите этот стиль? Тяготеете к софтминимализму или к радикально аскетичному направлению этого стиля?
Лия Бабаянц (Л. Б.): Минимализм в последнее время стал слишком растиражированным и даже попсовым понятием. К сожалению, а может, и к счастью, всё, что делается более или менее чисто и современно в интерьерах, теперь называется минимализмом. Мы не поддерживаем такую эксплуатацию этого понятия.
Для нас минимализм — это в первую очередь отношение к жизни, в которой есть место только самым важным вещам, а всё остальное — лишнее, и это лишнее растрачивает ясность настоящего момента. В нашей концепции минимализм — это не стиль, а категория мышления.
В какой-то момент было удобно обозначать стилистику наших интерьеров как «минимализм», для того чтобы притягивать близких по ценностям людей, но сейчас мы перестаем это делать. Соответственно, по поводу софт-минимализма и радикально аскетичного скажу так: мы работаем с дизайном интерьеров вне определённой стилистики, не ограничивая себя рамками и условностями.
Сейчас мир меняется быстро, буквально каждый год, и мы с большим позитивом наблюдаем за этим процессом. Нам нравится постоянный поиск, развитие, поэтому мы никогда не зацикливаемся на повторении себя, на одном направлении и стиле.
D4U: По каким признакам вы определяете, что то или иное минималистичное пространство создано хорошо? Для вас минимализм в первую очередь это про стилистическую составляющую или про функциональную — и почему?
Л. Б.: Вопрос о критериях хорошей работы очень сложный. На критерии можно разбить понятные вещи: эргономику, функциональность, работу с материалами, объёмами. Но мы считаем это базой любого профессионала, это первая ступень, о ней не очень интересно разговаривать.
Наши критерии хорошей работы лежат на следующем уровне, где есть идея, есть создание принципиально новых решений, и здесь уже выявить критерии намного сложнее, они интуитивны.
Работая с концепцией, Артём вытачивает её как скульптуру до момента, пока в его глазах она не будет сбалансирована, пока не останется ни одного лишнего жеста.
D4U: Если заказчику проекта чужды принципы минимализма, станете ли вы работать с ним? Если в целом ваше видение интерьера отличается от представлений заказчика, как вы находите компромисс?
Л. Б.: Если заказчику чужды принципы, которыми руководствуется архитектор или дизайнер, сотрудничество станет мучением для обеих сторон. Никто не получит удовольствия ни в процессе, ни в финале, поэтому мы не пытаемся найти компромисс.
Более того, мы считаем правильным и профессиональным направить человека как можно ближе к тем специалистам, с чьими воззрениями совпадают его представления о прекрасном.
Почему цвет не должен быть слишком ярким
D4U: Минималистичные интерьеры подразумевают ограниченную, часто монохромную цветовую палитру. Тем временем психологи утверждают, что цвет значительно влияет на настроение и эмоции, а яркие цвета часто ассоциируются со счастьем и радостью. Кому подходит дизайн без насыщенных цветовых акцентов?
Л. Б.: Покрасить кухню в ярко-оранжевый для прекрасного настроения, бодрости и хорошего аппетита — довольно прямолинейное решение.
Оно может быть принято, но профессионал всегда скажет, что очень яркая палитра, использованная на больших плоскостях, которая будет каждый день — утром, днём и вечером — встречать человека в любом состоянии, вызовет раздражение намного быстрее, чем базовый фон.
Наша задача — создать не временную историю на полгода, которая потом надоест, а пространство, которое будет окружать владельцев много-много лет.
Именно поэтому мы концентрируемся на архитектуре: хорошая база всегда будет отлично работать, а её уже можно дополнять любыми акцентами, которые нужны в тот или иной жизненный период, к тому или иному настроению.
D4U: Пожалуй, все ваши проекты, опубликованные в сети, выполнены с нуля. Насколько важно для вас начинать с чистого листа?
Л. Б.: Для нас очень важно начинать с нуля, это принципиальный момент, потому что только так можно выстроить архитектуру.
При этом один из последних проектов реализован в уже готовой отделке. Это был новый для нас подход, и результат нам понравился. Не исключено, что в дальнейшем мы будем развивать новое направление работы.
Пять главных инструментов для создания интерьера
D4U: Пространство, пропорция, свет или материал: что вы считаете наиболее важным при создании интерьеров?
Л. Б.: Прекрасные четыре составляющие вы назвали. Пространство, пропорции, свет, материал, и я ещё добавлю линии. Это самые главные инструменты, с которыми мы работаем.
D4U: В одной из публикаций вы назвали свой подход к созданию интерьеров «Ода линиям». Пожалуйста, расскажите о нём подробнее.
Л. Б.: Действительно, линии для нас принципиально важны. Под линиями мы подразумеваем границы и контуры, красивые примыкания.
Чем сложен и чем восхитителен минимализм? Тем, что стыки материалов, например стены с полом или с потолком, ничем не декорируются, ничем не обыгрываются, ничем не закрываются. Нет никаких плинтусов, карнизов, дополнительных украшений и молдингов.
У нас всё выставлено напоказ. Это сложно технически, при этом очень красиво, потому что здесь работают чистые решения. Отсюда — чистые линии и вертикальные пропорции.
Когда мы делаем все элементы от пола до потолка — зеркала, двери, перегородки — эти стройные, красивые вертикали создают потрясающие линии, гармоничные пропорции. В таком пространстве баланс и красота ощущаются на физическом уровне. Этот эффект мы и называем «одой линиям».
D4U: Что чаще всего является для вас отправной точкой при создании интерьеров?
Л. Б.: Совершенно разные вещи. Иногда, когда попадаешь в пространство в первый раз, при замерах, например, уже появляется основополагающая идея: это может быть один элемент, планировочное решение, какой-то акцент, от которого выстраивается всё остальное. Так бывает не всегда, каждый раз по-разному.
Мебель и архитектура как декор
D4U: В ваших проектах — небольшое количество мебели. За счёт чего ваши интерьеры становятся удобными для повседневной жизни?
Л. Б.: Минимализм — это не минимум всего. Минимализм — это отсутствие лишнего.
В наших проектах строго соблюдается функциональность, в них есть всё, что необходимо заказчикам.
D4U: Особое место в ваших интерьерах занимает мебель, выполненная на заказ, в том числе по вашим проектам. Это пожелания клиента, стремление к уникальности или веление рынка?
Л. Б.: Когда концепция интерьера требует конкретного решения, идеально подходящего по размерам, оттенкам, линиям, мы не пытаемся подобрать что-то из существующего, а проектируем своё. Мы делаем много мебели, встроенных элементов, мы даже проектировали кухни. Мебель, выполненная на заказ, повышает уровень индивидуальности и персонализации интерьера.
D4U: В минималистичных интерьерах практически отсутствует декор. При этом именно декор зачастую отражает художественные предпочтения, хобби и интересы владельцев интерьера. Какие элементы позволяют наделить минималистичный интерьер характером и проявить индивидуальность живущих в нём людей?
Л. Б.: Декор отражает художественные предпочтения тогда, когда основа стандартная. Например, во многих заграничных квартирах уложен паркет и выбелены стены. В такое пространство не внесено никакой идеи, это чистый лист, который нужно декорировать: развешивать картины, расставлять предметы и так далее.
Мы вкладываем концепт и идею непосредственно в пространство. Там работает архитектура: именно она во многом отражает нас и заказчиков. Соответственно, необходимость в других украшениях отпадает, потому что эту функцию отрабатывают базовые элементы.
Характер минималистичным интерьерам задают архитектурные нюансы: каждый объём, каждый объект, который мы спроектировали. Бывают интерьеры, в которых мы вместе с заказчиками на протяжении нескольких месяцев подбираем определённые оттенки дерева, делаем выкрасы, выбираем тот самый каменный слэб с идеальными жилами.
Кроме того, минималистичные интерьеры не исключают декора. В наших последних проектах есть галерейные предметы, картины и скульптуры российских художников.
Идеи, ориентиры, вдохновение
D4U: Кто из ваших коллег, предшественников или современников является для вас ориентиром в мире архитектуры и интерьерного дизайна? За чьими работами следите, кем вдохновляетесь?
Л. Б.: Есть люди, которые практически создали эстетику современного стиля, какой мы её знаем сейчас. Это, например, Людвиг Мис ван дер Роэ.
Есть очень интересные современные архитекторы и дизайнеры в Австралии и Китае. Также мы следим за испанскими коллегами Рамоном Эстеве и Франом Сильвестром, за архитектурной студией Saota, офис которой находится в ЮАР.
D4U: Какие области искусства, помимо архитектуры, подсказывают вам идеи для создания проектов?
Л. Б.: Идеи для создания проектов иногда подсказывают даже простые бытовые вещи, красивый элемент можно найти в самом неожиданном месте, не только в искусстве. Если говорить о вдохновляющих сферах, это мода, которая активно подсказывает визуал и эстетику.
Задавать тренды, а не следовать им
D4U: Каждый год определяются новые модные цвета, текстуры и материалы. Следуете ли вы сезонным трендам или стараетесь создавать вневременные интерьеры?
Л. Б.: Когда тренды уже определены и названы, они становятся достоянием широкой аудитории. Мы стремимся быть новаторами, задавать тренды, а не им следовать.
D4U: Вы развиваете бюро без малого десять лет. Какие изменения претерпели за это время ваши взгляды на дизайн интерьера?
Л. Б.: Мы сразу начали работать в современном минималистичном стиле, поэтому существенных перемен в эстетике не произошло. Конечно, за эти годы мы получили опыт и развили свою стилистику в глубину.
Почему минимализм — это дорого
D4U: Насколько важен для вас бюджет проекта? Возможно ли спроектировать качественный минималистичный интерьер с ограниченными ресурсами?
Л. Б.: Бюджет важен. Минимализм достаточно дорог в исполнении именно потому, что не работает с украшательством и с декором.
Здесь каждая вещь — в центре внимания. Важны её качества: натуральный материал, фактура, текстура — это то, что становится художественным обогащением пространства. А качественные натуральные материалы не могут стоить дешёво.
С минимализмом можно работать с ограниченными ресурсами, но это требует огромной щепетильности, большого времени и внимания, потому что само исполнение проекта с открытыми стыками, с допусками в 1–2 миллиметра, с точными примыканиями — трудоёмкая работа всех команд на объекте. И, как правило, те, кто умеют делать это хорошо, профессионально и чисто, стоят дорого.
D4U: В вашем портфолио есть проекты, реализованные за пределами страны. Замечаете ли вы различия в интерьерных предпочтениях российских и зарубежных заказчиков, связанные с разницей в культурных кодах?
Л. Б.: Конечно же, разница культурных кодов существует, с этим невозможно спорить, но мы её не ощущаем. Поскольку мы активно и ясно транслируем наш подход и наше понимание красоты и эстетики, к нам обращаются люди, которые разделяют этот подход.
Наши интерьеры часто называют европейскими. Так сложилось, что зарубежная аудитория намного более активно и горячо приветствует, любит и оценивает наши работы. Это можно заметить по количеству публикаций, полученных премий и выигранных конкурсов: за рубежом их гораздо больше, чем в России. Иностранным заказчикам наша эстетика ближе, чем российским.
На обложке: фото из личного архива Лии Бабаянц
Комментарии