«В интерьере первично искусство, а не дизайн», — поговорили с Ириной Богатиковой о том, как современный арт становится интеллектуальным высказыванием и отправной точкой проекта, как собрать коллекцию, которая станет продолжением внутреннего мира владельца и как инженерный опыт помогает в воплощении эстетических задач.
Первым делом самолёты, а дизайн потом
D4U: По первому образованию вы инженер, закончили МАИ, затем работали в банковском секторе и вот сейчас — один из ярких российских интерьерных дизайнеров. Как вы пришли в эту сферу?
Ирина Богатикова (И. Б.): В душе я систематизатор. Сначала разрабатывала беспилотники в НИИ, затем устроилась в «Аэрофлот», а спустя три года перешла на работу в банк. Довольно быстро всё освоила, заскучала и, на моё счастье, – как бы странно это ни звучало – наступил банковский кризис, я уволилась.
Творческие способности у меня были всегда: в детстве я шила одежду себе и подругам. А когда у друзей появились квартиры и дома, и их нужно было оформлять, я помогала в этом и поняла, что это может стать хорошей профессией.
D4U: Как инженерный опыт отразился на вашем подходе к дизайну, есть между этими сферами что-то общее?
И. Б.: Дизайнер — человек многофункциональный: он умеет придумать творческую часть, донести её ценность до заказчика и сделать чертежи. Из нашей группы действующим специалистом стала я, остальные «посыпались» на стройке. Им казалось, что дизайнер только придумывает и рисует красивые картинки, но реальность оказалась несколько иной.
Инженерный опыт очень помог: сопромат меня не пугал, а детали стройки я могла объяснить строителям на нормальном техническом языке.
D4U: Для одних дизайнеров интерьер, которые они создают, это что-то вроде повседневной одежды, для других — бальное платье. Если брать эту аналогию — какие интерьеры любите создавать вы?
И. Б.: Для меня это просто разные назначения интерьера. Но большинство моих клиентов не склонно к пышным торжественным нарядам. Они скорее предпочитают качественный casual, интеллектуальную роскошь, — если проводить параллель с одеждой.
Роскошь не в золоте, а в интеллекте
D4U: Как создать «дорогой» премиальный интерьер?
И. Б.: Роскошь не в золоте, а в интеллекте, вдохновляет художественный образ.
Богатые эксклюзивные интерьеры получаются не за счёт дорогой мебели и отделки. Главное — это вкус, цвет и концепция.
D4U: При взгляде на ваши проекты возникает чувство, что вам особенно важно работать с цветом, вы не боитесь заполнения пространства сложными насыщенными оттенками.
И. Б.: Я человек с собственным мнением: в журналы заглядываю для вдохновения и понимания, что происходит, но никогда не следую тому, что там предписывают.
Смелых людей, которые могут уговорить клиента на цветной интерьер, очень мало, многие продолжают бояться цвета.
В искусстве должен быть проводник
D4U: Кажется, что вы относитесь к пространству, как к холсту. Может быть, вы и сами пишете картины?
И. Б.: Нет, но я подбираю картины для клиентов.
Одна из моих самых любимых тем — рассказывать про искусство, развивать людей и менять их через визуальное восприятие. Я разбираюсь в тенденциях и являюсь визионером — то, что я говорю, потом сбывается. Всё это основано на аналитике и системном подходе.
D4U: Вы читаете лекции, популяризируете идею о том, что современное искусство должно жить в интерьере, рассказываете, как его подбирать и интегрировать. Почему эта тема стала одной из центральных в вашей работе дизайнера?
И. Б.: Это появилось совершенно естественно: сначала я создавала простые интерьеры, потом более сложные, и так пришла к премиальному сегменту.
Картина над диваном или кроватью — это классика, мне не хотелось вешать «что попало». Как перфекционист, я стала изучать, что такое хорошее искусство.
Сейчас я умею внедрять искусство в интерьер, профессионально предлагать клиентам работы современных художников, а также обучаю тому, как инвестировать в искусство.
D4U: На каком этапе стоит подбирать предметы искусства?
И. Б.: Арт-дизайн — это мой авторский метод. Суть в том, что первично именно искусство, создание художественного образа интерьера. Поэтому это нужно делать ещё на стадии эскизного проекта, причём вместе с заказчиком, согласно его видению мира и пожеланиям. Тогда работы приживутся.
Вокруг собранной мини-коллекции выстраивается весь интерьер, получается гармоничное пространство, которое полностью соответствует клиенту и его интеллектуальному миру.
Но основой всё-таки является планировка. Её диктует жилой комплекс, окружающее пространство, личность владельца. Есть много функциональных и технических деталей: мокрые зоны, размеры и набор помещений, который нужен клиенту.
D4U: Как заказчику, у которого чаще всего нет специального образования, понять современное искусство?
И. Б.: Должен быть проводник: тот, кто может объяснить всё простыми словами. Поэтому своим клиентам я рассказываю про искусство без сложной искусствоведческой терминологии. Постепенно они начинают понимать, что происходит в арт-мире, появляется желание ходить на выставки, знакомиться с художниками и применять те знания, которые они получили.
У каждого человека должна быть хотя бы одна осознанно купленная картина.
Я разработала несколько курсов, рассчитанных как на дизайнеров, так и на более широкий круг людей.
Моя цель — помочь людям стать коллекционерами, арт-консультантами, дать им начальное образование для дальнейших самостоятельных шагов.
Энергия творческого процесса
D4U: Как вы относитесь к винтажу в интерьере?
И. Б.: Прекрасно.
Считаю, что нужно миксовать историю с современностью.
Например, для проекта квартиры на улице Радищева в Санкт-Петербурге мы заказывали искусственно состаренные полы у подрядчиков, которые хорошо разбираются в технологиях, в том числе старых мастеров.
D4U: Где обычно ищете винтаж?
И. Б.: Это очень творческий процесс: на сайтах объявлений, в антикварных салонах, у дилеров, плюс со временем образуется сеть знакомств.
Самое сложное не в том, чтобы найти нужную вещь, а том, чтобы вовремя её купить.
К тому же винтаж нужно смотреть вживую или иметь надёжных агентов. Ведь если вещь обнаружили, например, во Франции, в одну секунду ради пары предметов мебели туда не перенесёшься.
4U: Чем вас привлекает работа над объектами из старого фонда?
И. Б.: Мои технические знания позволяют заниматься реконструкцией, и я считаю, что те, кто покупает такое жильё и достойно проводит в нём ремонт, — это меценаты.
Они сохраняют культурное наследие с уважением к стилю, дому и месту, и вместе с ними мы создаём шикарные концепции.
D4U: Где вы черпаете идеи? Что вдохновляет в работе?
И. Б.: Хожу в галереи, общаюсь с художниками, кураторами, посещаю выставки. Среди событий в сфере современного искусства лучший вдохновитель — Венецианская биеннале. Путешествую — Австрия, Италия, Франция, Испания и, конечно, очень люблю Россию. Кстати говоря, через свою работу узнаю нашу страну заново. Например, сейчас я сотрудничаю с одним художником, который так потрясающе пишет степь, в которой он живёт, что я раз за разом проникаюсь этой красотой.
Выставки — это энергия созидания, которую можно вложить в любое творчество. Настоящие, живые путешествия — не туристические — всегда дают определённый настрой.
На обложке: фото из личного архива Ирины Богатиковой
Комментарии