D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

В талантливых руках итальянского мастера Эльвио Саньеллы глина превращается в настоящие произведения искусства. В своей студии он создаёт керамические панно, посуду, вазы и скульптуры, наполняя каждое изделие мощной энергией. Его работы находятся в самых красивых церквях Кампании, а два панно размещены в портике церкви Благовещения в Назарете. В интервью Эльвио поведал о самом необыкновенном с его точки зрения материале — глине, а также о творческих поисках и источниках вдохновения.

Эльвио Саньелла

Эльвио Саньелла

художник-керамист

Владелец мастерской Bottega N. Giustiniani di Elvio Sagnella

«Керамика — моя страсть»

D4U: Вы всегда хотели заниматься керамикой?

Эльвио Саньелла (Э. С.): Можно сказать, что я с детства шёл к тому, кем стал. Всегда много работал и никогда не останавливался. На меня сильное влияние оказало то, что меня окружает. Я родился и вырос в Сан-Лоренцелло, где всего две тысячи жителей, живописная природа и размеренный образ жизни, традиции и колорит, но это один из центров керамики в Италии. Здесь её делают более трёх веков.

Панно из майолики длиной 14,5 метра с изображением жизни Святого Пио на улице города Пьетрельчина в провинции Кампания
Керамические картины Эльвио Саньеллы в портике церкви Благовещения в Назарете

Я всегда верил, что и сам смогу стать художником-керамистом, и никогда даже не задумывался о том, чтобы делать в своей жизни что-то ещё.

Родной город мастера, Сан-Лоренцелло, расположенный у подножия горы Серрето, является одним из 37 центров керамики в Италии
Город похож на музей художественной керамики под открытым небом — её можно встретить повсюду, даже на мосту. Традиционно в двадцатых числах сентября в Сан-Лоренцелло проходит увлекательное гончарное шоу, в котором принимают участие скульпторы, керамисты и декораторы со всего мира
Керамика Эльвио Саньеллы разная — сдержанная и страстная, роскошная и минималистичная, многоголосая и молчаливая
Яркая творческая манера и годы кропотливой работы с материалом позволяют мастеру создавать подлинные шедевры
В работе Эльвио Саньелла не ограничивается прямой передачей традиций прошлого — он предпочитает иметь дело с настоящим, которое интерпретирует в собственном авторском ключе

D4U: Как вы начали заниматься керамикой?

Э. С.: Во время летних каникул, когда мне было 12 лет, родители отвели меня к мастеру-керамисту, чтобы я смог изучить его работу.

Я был очарован магией рук, которые за считанные секунды превратили кусок глины в изящное изделие.

Увиденное в керамической мастерской произвело на подростка чрезвычайное впечатление и положило начало его безудержной страсти
Ваза из коллекции «Метаморфозы традиций» с вкраплениями керамических фрагментов XVIII века

D4U: У кого вы учились?

Э. С.: Мои самые главные учителя — родители.

В период подростковых метаний родители помогли мне определиться с выбором, а упорство и труд сделали меня тем, кем я стал.

Другие учителя появлялись в каждый новый период жизни и щедро делились знаниями, которые я готов был принять.

Амфоры — тонкая, почти ювелирная работа мастера Саньеллы
Роспись керамики вручную — сложный и медленный процесс, который требует мастерства и особых художественных навыков. Традиционная итальянская майолика в исполнении Эльвио Саньеллы

D4U: Где вы продолжили образование?

Э. С.: Я закончил Государственный художественный институт Черрето Саннита в провинции Беневенто и получил диплом специалиста по декоративно-прикладному искусству. Одновременно с учёбой во второй половине дня посещал гончарную мастерскую в родном городе.

D4U: Вы всегда хотели открыть собственную студию?

Э. С.: В двадцать лет, закончив институт, я думал, что стану художником, но в 1981 году основал керамическую мастерскую полного цикла — Bottega N. Giustinani. Она носит имя в честь моего земляка Никола Джустиниани, который в конце XVIII — начале XIX века прославил неаполитанскую керамику.

Работы Эльвио Саньеллы, выставленные в его мастерской
Скамья с керамикой Эльвио Саньеллы в Сан-Лоренцелло

Как сотворение мира

D4U: Какие чувства вы испытываете при работе с глиной?

Э. С.: Это мягкий, податливый и приятный материал.

Эффект от прикосновения к глине сравним с чувствами, которые испытывает человек во время медитации.

Это особые тактильные ощущения, которые нужно испытать каждому.

«Каким бы тяжёлым ни был день, стоит взять глину в руки — и всё, ты расслабляешься», — говорит Эльвио Саньелла
Начало творения

D4U: Как вам кажется, почему она даёт такие ощущения?

Э. С.: Глина всегда была в жизни человека, например, для быта в качестве посуды. Или для того, чтобы сохранить память об исторических событиях — так делали древние греки и этруски, и мы видим эти рукотворные предметы во всех музеях мира. В эпоху Возрождения керамика — тарелки, амфоры и фармацевтические сосуды — украшала знатные дома многих народов мира.

Самое приятное и волнующее — ощущения, которые испытываешь, когда кусок глины превращается в произведение искусства. Осознание того, что практически из ничего можешь создать нечто потрясающее, воодушевляет. Чувствуешь себя творцом.

Э. С.: Может, поэтому для многих религий глина является символом божественной материи. Чтобы создать первого человека, Адама, Господь вдохнул жизнь в прах. С помощью глины можно выразить чувства, которые не передать словами.

Ведь гончарное искусство — особое. В нём сочетаются все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь.

Бесформенная глиняная масса обрела выразительный облик

D4U: Что самое главное для керамиста?

Э. С.: Работая с глиной, необходимо быть одновременно расслабленным и сконцентрированным.

Гончарный круг как музыкальный инструмент — на нём тоже играешь, но с формами. Для того, чтобы научиться на нём работать, требуются время и терпение.

«Глина — это удивительный материал, с которым нужно договариваться, — убеждён Эльвио Саньелла. — Не должно быть никаких резких движений и суеты»
Мастер результатом доволен

D4U: Какое послание через свои работы вы несёте в мир? Если бы можно было выразить эту идею одной фразой, какой бы она была?

Э. С.: Я несу миру красоту, эстетику, гармонию и совершенство. Думаю, мои изделия способны зажигать свет в сердцах и пробуждать любовь к прекрасному.

Страсть — то слово, которым можно выразить весь смысл моих произведений, моей работы, моей жизни.

Эта любовь началась с первого прикосновения и превратилась в непрерывный поиск форм, техник, цветов и сочетаний, которые способны создать отклик.

Источники вдохновения

D4U: Чьи работы повлияли на ваше творчество?

Э. С.: Безусловно, огромное влияние на меня оказали величайшие художники эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело привнесли в религиозную живопись новые черты — эмоциональность, динамичность, яркость, детализацию. Мне нравится этот жанр, в частности сюжеты, связанные с жизнью Христа. А Леонардо да Винчи можно с уверенностью назвать первым анатомом, давшим правильное представление о человеческом теле и его изображении.

Великий Леонардо да Винчи — один из мастеров, которые вдохновляют Эльвио Саньеллу. Панно с копией изображения «Витрувианского человека»
Впрочем, маэстро Саньеллу вдохновляет не только эпоха Возрождения, но и более современные художники, например Ван Гог и его «Звёздная ночь»

D4U: Как религиозные сюжеты стали одной из главных тем вашего творчества?

Э. С.: Религия всегда играла определяющую роль в социальной, политической, экономической и художественной истории Европы. Классическое искусство, Ренессанс, барокко — то, чего невозможно было избежать во время учёбы, эти произведения захватывают и вдохновляют.

Всё европейское искусство обусловлено религией — от вдохновляющих библейских сюжетов до могущественного образа Христа.

Евангельские сюжеты имеют огромное значение для европейской культуры и особенно для такой страны, как Италия, — центра католицизма
Эльвио Саньелла в процессе работы над созданием лика Христа
Образ Мадонны с младенцем — один из ключевых в религиозной живописи католиков
Керамическое панно с ликом Богоматери
Керамическое панно «Христос на кресте»

D4U: Что является для вас главным источником вдохновения, откуда вы черпаете энергию?

Э. С.: Всегда ищу то, что придаёт сил, радости, энергии.

Мой главный источник вдохновения — путешествия.

В декорировании керамики Эльвио Саньелла использует не только традиционные мотивы и религиозную тематику, но и актуальные сюжеты

Мне посчастливилось сравнить своё творчество с работами испанских, французских, английских мастеров и великих итальянских керамистов, я изучал греческое и турецкое искусство. Раньше я много путешествовал — от Китая до Канады, часто бывал в России, в разных городах от Санкт-Петербурга до Томска, в Москве и на Алтае. Посетил множество музеев, архитектурных памятников, соборов и других удивительных мест по всему миру.

«Люблю изучать новые места, знакомиться с новыми людьми, узнавать их традиции, культуру, историю», — делится Эльвио

Путешествия позволили мне переработать увиденное и осознать, насколько актуально керамическое искусство двухтысячелетней давности.

Керамическое панно с изображением итальянского композитора Эннио Морриконе на скамье в центре Сан-Лоренцелло

D4U: Как вы принимаете решение о том, какую модель запустить в производство?

Э. С.: У нас ограниченное производство, оно сознательно нишевое. Все идеи и проекты проходят тщательный отбор.

Форму обязательно сопровождает подходящее украшение — результат должен быть как идеально сидящее на человеке платье. Тогда изделия всегда будут уникальными.

Для каждой работы подбирается уникальный декор
Декоративная столешница с ручной росписью после обжига
Модели намеренно не повторяются, и это придаёт изделиям больше ценности
Изогнутая чаша Ψάρι («рыба», греч.)

«Для гончарного дела противопоказаний нет»

D4U: Что самое трудное в работе керамиста?
Э. С.: В каждой профессии есть свои сложности, но это и делает её особенной и увлекательной.

Конечно, существует множество маленьких секретов, позволяющих достичь наилучших результатов. Они приходят с опытом.

С медитацией можно сравнить не только процесс создания керамики, но и созерцание готового изделия — то, как сочетаются и взаимодействуют оттенки глазури, ощущаются изгибы и рельефы

D4U: В каких техниках вы любите работать?

Э. С.: Сфера керамики обширна и сложна, она состоит из множества тонких нюансов и различий, разных техник, глин и способов обжига.

Я выбрал майолику — направление, которое имеет древние корни и в моей стране, и на всём Средиземноморье. И стараюсь совершенствоваться в искусстве её создания.

Техника «майолика» заключается в обжиге изделий из красной глины, которые покрываются глазурью и повторно обжигаются в печи при температуре не выше 1000 градусов
Обожжённые заготовки в ожидании преображения
Ещё немного, и они станут такими
Роспись в процессе создания…
…и результат
После кропотливой ручной росписи изделие вновь отправится в печь
Керамика в печи
Большой керамический сосуд после второго обжига
Ещё не остывшая малая скульптура в технике «майолика» после обжига

D4U: Все ли могут заниматься керамикой?

Э. С.: Для гончарного дела не существует противопоказаний и возрастных ограничений. В моей мастерской всегда было много учеников. Вместе со мной работает мой сын Антонио и каждый день оттачивает своё мастерство. У него хорошие результаты.

Эльвио Саньелла уверен, что женщины более склонны к декоративной работе благодаря усидчивости, терпению и вниманию к мелким деталям, поэтому среди его учеников много представительниц прекрасного пола
Мастер убеждён, что художественной керамикой можно заниматься с самого юного возраста

Метаморфозы традиций

D4U: Как вы себя ощущаете — как современный художник или как художник прошлой эпохи?

Э. С.: Я один из тех, кто пережил эпоху больших изменений, порой слишком быстрых и радикальных, но мне всё же удалось приспособиться к изменениям.

Сегодня я — метаморфоза традиции! Я считаю себя человеком, который смог пройти путём художественной эволюции к более современной версии искусства.

И я ещё достаточно полон энтузиазма и энергии, чтобы ездить по миру, чтобы делиться своей работой, опытом, увлечённостью искусством.

Изогнутая тарелка-чаша из коллекции «Метаморфоза традиций» с врезками элементов XVIII века
Бутыль из коллекции «Метаморфоза традиции» с элементами традиционного напольного декора XVIII века
Фигурная чаша с лепестками, каждый из которых символизирует определённое время года

D4U: В чём суть «метаморфозы традиции»?

Э. С.: В мастерской мы воспроизводим старинные формы, существовавшие раньше в этих местах, и классическую, многовековую технику декорирования.

Древние технологии объединяются с современными — и появляются уникальные, неповторимые формы и модели с эффектной цветной глазурью с металлической крошкой, которая при различных температурах по-разному плавится и даёт фантастические оттенки.

Метаморфоза — это то новое, что находит место в современных домах, даже самых минималистичных. Но она же предлагает по-новому посмотреть на керамику — не только как на функциональные предметы, но и как на декоративный элемент интерьера.

Мятая чаша с остатками декора XVIII века из коллекции «Метаморфозы традиций»
Вазы из коллекции «Метаморфозы традиций». Нестандартные формы и традиционные орнаменты
«Раненая» гидрия (кувшин для воды) с вкраплениями традиционного декора из коллекции «Метаморфозы традиций»

«Хочу, чтобы прекрасное стало нормой»

D4U: О чём вы мечтаете?

Э. С.: Когда я начал заниматься керамикой, я был совсем юным. У меня была мечта оставить заметный след в майолике, и не только неаполитанской. Слава Богу, мне помогали знающие мастера, и хватало здоровья, чтобы спокойно работать.

Вокруг была деревня и нетронутая природа, покой, и это позволяло мне создавать невероятные вещи.

«Жизнь в равновесии» с керамическими фрагментами XVIII века

D4U: Есть ли области, в которых вы мечтаете реализоваться?

Э. С.: Мне бы хотелось, чтобы мой опыт мог быть полезен другим керамистам, в том числе российским, которые во многом опираются на итальянскую традицию.

Я был бы рад иметь возможность сотрудничать с архитекторами и дизайнерами в Москве — этом фантастическом городе, где есть история и культура, а у людей — большое желание учиться.

Хочу проводить мастер-классы по гончарному мастерству и искусству итальянской майолики в России и по всему миру. Ведь самый простой способ развиваться — помогать расти другим. Хочу, чтобы прекрасное стало нормой, а на земле наступил мир.

Большая дружная семья керамиста Саньеллы

На обложке и в статье: фото из архивов Эльвио Саньеллы и Ирины Мироновой

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Проекты архитектурного дизайнера Ильи Сологубовского
Видео
Проекты архитектурного дизайнера Ильи Сологубовского
Дизайн для тебя
29 Апр 2024
Как украсить квартиру к Пасхе: советы декоратора
Советы и идеи
Как украсить квартиру к Пасхе: советы декоратора
Александра Михеева
29 Апр 2024
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Новости
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Дизайн для тебя
27 Апр 2024
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Фотоподборки
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Екатерина Павлова
26 Апр 2024
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Видео
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Новости
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Тренды
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Мария Орехова
24 Апр 2024
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Советы и идеи
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Андрей Донец
24 Апр 2024
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Новости
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Дизайн для тебя
23 Апр 2024
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
DIY
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
Андрей Донец
22 Апр 2024
Как выбрать световую температуру помещения
Видео
Как выбрать световую температуру помещения
Дизайн для тебя
22 Апр 2024
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Новости
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Дизайн для тебя
20 Апр 2024
загрузить еще