В талантливых руках итальянского мастера Эльвио Саньеллы глина превращается в настоящие произведения искусства. В своей студии он создаёт керамические панно, посуду, вазы и скульптуры, наполняя каждое изделие мощной энергией. Его работы находятся в самых красивых церквях Кампании, а два панно размещены в портике церкви Благовещения в Назарете. В интервью Эльвио поведал о самом необыкновенном с его точки зрения материале — глине, а также о творческих поисках и источниках вдохновения.
«Керамика — моя страсть»
D4U: Вы всегда хотели заниматься керамикой?
Эльвио Саньелла (Э. С.): Можно сказать, что я с детства шёл к тому, кем стал. Всегда много работал и никогда не останавливался. На меня сильное влияние оказало то, что меня окружает. Я родился и вырос в Сан-Лоренцелло, где всего две тысячи жителей, живописная природа и размеренный образ жизни, традиции и колорит, но это один из центров керамики в Италии. Здесь её делают более трёх веков.
Я всегда верил, что и сам смогу стать художником-керамистом, и никогда даже не задумывался о том, чтобы делать в своей жизни что-то ещё.
D4U: Как вы начали заниматься керамикой?
Э. С.: Во время летних каникул, когда мне было 12 лет, родители отвели меня к мастеру-керамисту, чтобы я смог изучить его работу.
Я был очарован магией рук, которые за считанные секунды превратили кусок глины в изящное изделие.
D4U: У кого вы учились?
Э. С.: Мои самые главные учителя — родители.
В период подростковых метаний родители помогли мне определиться с выбором, а упорство и труд сделали меня тем, кем я стал.
Другие учителя появлялись в каждый новый период жизни и щедро делились знаниями, которые я готов был принять.
D4U: Где вы продолжили образование?
Э. С.: Я закончил Государственный художественный институт Черрето Саннита в провинции Беневенто и получил диплом специалиста по декоративно-прикладному искусству. Одновременно с учёбой во второй половине дня посещал гончарную мастерскую в родном городе.
D4U: Вы всегда хотели открыть собственную студию?
Э. С.: В двадцать лет, закончив институт, я думал, что стану художником, но в 1981 году основал керамическую мастерскую полного цикла — Bottega N. Giustinani. Она носит имя в честь моего земляка Никола Джустиниани, который в конце XVIII — начале XIX века прославил неаполитанскую керамику.
Как сотворение мира
D4U: Какие чувства вы испытываете при работе с глиной?
Э. С.: Это мягкий, податливый и приятный материал.
Эффект от прикосновения к глине сравним с чувствами, которые испытывает человек во время медитации.
Это особые тактильные ощущения, которые нужно испытать каждому.
D4U: Как вам кажется, почему она даёт такие ощущения?
Э. С.: Глина всегда была в жизни человека, например, для быта в качестве посуды. Или для того, чтобы сохранить память об исторических событиях — так делали древние греки и этруски, и мы видим эти рукотворные предметы во всех музеях мира. В эпоху Возрождения керамика — тарелки, амфоры и фармацевтические сосуды — украшала знатные дома многих народов мира.
Самое приятное и волнующее — ощущения, которые испытываешь, когда кусок глины превращается в произведение искусства. Осознание того, что практически из ничего можешь создать нечто потрясающее, воодушевляет. Чувствуешь себя творцом.
Э. С.: Может, поэтому для многих религий глина является символом божественной материи. Чтобы создать первого человека, Адама, Господь вдохнул жизнь в прах. С помощью глины можно выразить чувства, которые не передать словами.
Ведь гончарное искусство — особое. В нём сочетаются все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь.
D4U: Что самое главное для керамиста?
Э. С.: Работая с глиной, необходимо быть одновременно расслабленным и сконцентрированным.
Гончарный круг как музыкальный инструмент — на нём тоже играешь, но с формами. Для того, чтобы научиться на нём работать, требуются время и терпение.
D4U: Какое послание через свои работы вы несёте в мир? Если бы можно было выразить эту идею одной фразой, какой бы она была?
Э. С.: Я несу миру красоту, эстетику, гармонию и совершенство. Думаю, мои изделия способны зажигать свет в сердцах и пробуждать любовь к прекрасному.
Страсть — то слово, которым можно выразить весь смысл моих произведений, моей работы, моей жизни.
Эта любовь началась с первого прикосновения и превратилась в непрерывный поиск форм, техник, цветов и сочетаний, которые способны создать отклик.
Источники вдохновения
D4U: Чьи работы повлияли на ваше творчество?
Э. С.: Безусловно, огромное влияние на меня оказали величайшие художники эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело привнесли в религиозную живопись новые черты — эмоциональность, динамичность, яркость, детализацию. Мне нравится этот жанр, в частности сюжеты, связанные с жизнью Христа. А Леонардо да Винчи можно с уверенностью назвать первым анатомом, давшим правильное представление о человеческом теле и его изображении.
D4U: Как религиозные сюжеты стали одной из главных тем вашего творчества?
Э. С.: Религия всегда играла определяющую роль в социальной, политической, экономической и художественной истории Европы. Классическое искусство, Ренессанс, барокко — то, чего невозможно было избежать во время учёбы, эти произведения захватывают и вдохновляют.
Всё европейское искусство обусловлено религией — от вдохновляющих библейских сюжетов до могущественного образа Христа.
D4U: Что является для вас главным источником вдохновения, откуда вы черпаете энергию?
Э. С.: Всегда ищу то, что придаёт сил, радости, энергии.
Мой главный источник вдохновения — путешествия.
Мне посчастливилось сравнить своё творчество с работами испанских, французских, английских мастеров и великих итальянских керамистов, я изучал греческое и турецкое искусство. Раньше я много путешествовал — от Китая до Канады, часто бывал в России, в разных городах от Санкт-Петербурга до Томска, в Москве и на Алтае. Посетил множество музеев, архитектурных памятников, соборов и других удивительных мест по всему миру.
Путешествия позволили мне переработать увиденное и осознать, насколько актуально керамическое искусство двухтысячелетней давности.
D4U: Как вы принимаете решение о том, какую модель запустить в производство?
Э. С.: У нас ограниченное производство, оно сознательно нишевое. Все идеи и проекты проходят тщательный отбор.
Форму обязательно сопровождает подходящее украшение — результат должен быть как идеально сидящее на человеке платье. Тогда изделия всегда будут уникальными.
«Для гончарного дела противопоказаний нет»
D4U: Что самое трудное в работе керамиста?
Э. С.: В каждой профессии есть свои сложности, но это и делает её особенной и увлекательной.
Конечно, существует множество маленьких секретов, позволяющих достичь наилучших результатов. Они приходят с опытом.
D4U: В каких техниках вы любите работать?
Э. С.: Сфера керамики обширна и сложна, она состоит из множества тонких нюансов и различий, разных техник, глин и способов обжига.
Я выбрал майолику — направление, которое имеет древние корни и в моей стране, и на всём Средиземноморье. И стараюсь совершенствоваться в искусстве её создания.
D4U: Все ли могут заниматься керамикой?
Э. С.: Для гончарного дела не существует противопоказаний и возрастных ограничений. В моей мастерской всегда было много учеников. Вместе со мной работает мой сын Антонио и каждый день оттачивает своё мастерство. У него хорошие результаты.
Метаморфозы традиций
D4U: Как вы себя ощущаете — как современный художник или как художник прошлой эпохи?
Э. С.: Я один из тех, кто пережил эпоху больших изменений, порой слишком быстрых и радикальных, но мне всё же удалось приспособиться к изменениям.
Сегодня я — метаморфоза традиции! Я считаю себя человеком, который смог пройти путём художественной эволюции к более современной версии искусства.
И я ещё достаточно полон энтузиазма и энергии, чтобы ездить по миру, чтобы делиться своей работой, опытом, увлечённостью искусством.
D4U: В чём суть «метаморфозы традиции»?
Э. С.: В мастерской мы воспроизводим старинные формы, существовавшие раньше в этих местах, и классическую, многовековую технику декорирования.
Древние технологии объединяются с современными — и появляются уникальные, неповторимые формы и модели с эффектной цветной глазурью с металлической крошкой, которая при различных температурах по-разному плавится и даёт фантастические оттенки.
Метаморфоза — это то новое, что находит место в современных домах, даже самых минималистичных. Но она же предлагает по-новому посмотреть на керамику — не только как на функциональные предметы, но и как на декоративный элемент интерьера.
«Хочу, чтобы прекрасное стало нормой»
D4U: О чём вы мечтаете?
Э. С.: Когда я начал заниматься керамикой, я был совсем юным. У меня была мечта оставить заметный след в майолике, и не только неаполитанской. Слава Богу, мне помогали знающие мастера, и хватало здоровья, чтобы спокойно работать.
Вокруг была деревня и нетронутая природа, покой, и это позволяло мне создавать невероятные вещи.
D4U: Есть ли области, в которых вы мечтаете реализоваться?
Э. С.: Мне бы хотелось, чтобы мой опыт мог быть полезен другим керамистам, в том числе российским, которые во многом опираются на итальянскую традицию.
Я был бы рад иметь возможность сотрудничать с архитекторами и дизайнерами в Москве — этом фантастическом городе, где есть история и культура, а у людей — большое желание учиться.
Хочу проводить мастер-классы по гончарному мастерству и искусству итальянской майолики в России и по всему миру. Ведь самый простой способ развиваться — помогать расти другим. Хочу, чтобы прекрасное стало нормой, а на земле наступил мир.
На обложке и в статье: фото из архивов Эльвио Саньеллы и Ирины Мироновой
Комментарии