Рецепт идеального интерьера для жизни от Юлии Голавской сложен и одновременно прост: архитектурно интересное пространство, совпадение вкусов и ценностей заказчика и дизайнера, щепотка винтажа, дорогие сердцу вещи в обстановке и авторский автограф в виде небольшого рисунка, который Юлия оставляет на память хозяевам каждого своего проекта.
Расспросили одного из самых утончённых и филигранных российских интерьерных дизайнеров об источниках вдохновения, масштабной архитектуре, философии работы с пространством и секретах домов, в которых поселяется самость.
Идеальное место: масштаб, пропорции, потенциал
D4U: Каким должно быть пространство, чтобы вы за него взялись? И, напротив, каким оно быть не должно? Высота потолка, пропорции, окна, наличие балконов, количество естественного света — что самое важное?
Юлия Голавская (Ю. Г.): Мне хочется иметь дело с качественной архитектурой. За пространство а-ля типовая квартира возьмусь только при исключительных условиях, считаю, что это уже отработала и переросла. Я понимаю, что за один день могу придумать дизайн для однокомнатной или двухкомнатной квартиры, и для этого не нужно городить проект. Поэтому сейчас предпочту какие-то более объёмные пространства или небольшие, но интересные.
Я всегда считала, что каждый человек, каждая семья может жить в красоте. И что малыми средствами можно добиться действительно красивого результата, делая интерьер.
Например, год назад я пришла в обычное офисное помещение, из которого сделала свою мастерскую, и сейчас посетителям отсюда не хочется уходить. Всё это можно сделать почти минимальными средствами. Но как профессионалу мне уже другими задачами интересно заниматься.
D4U: Какое пространство обладает для вас наибольшим потенциалом с точки зрения дизайна интерьера?
Ю. Г.: Мне, конечно, очень нравится старый фонд.
Это всегда задачка не для слабонервных, особенно доходные и сталинские дома, где всё кривое-косое, но оно делалось людьми, у которых была школа.
Что касается советского серийного домостроительства, то любую жилую ячейку можно сделать эстетичной. Если вспомнить журналы 1960-х годов, бросается в глаза, что там всё хорошо с пропорциями. Но поскольку такой профессии как дизайнер интерьера у нас не существовало, люди пытались обставить всё это сами, а чувство прекрасного есть не у всех.
D4U: В чём главный минус современного жилья по сравнению со старым фондом?
Ю. Г.: Основной минус — в квартирах, которые продаются с отделкой white-box. Это абсолютно бесполезная коммерческая вещь. Подразумевается, что человек может зайти, сделать косметический ремонт, например, наклеить плитку, покрасить стены, пол положить какой-то — не знаю, паркет или дерево — повесить светильники, и всё. По же факту оказывается, что это бессмысленная трата денег покупателя. Потому что то, что мне попадалось, было сделано очень плохо. Электрическая и сантехническая разводки абсолютно нефункциональны, не предполагают внятной расстановки мебели, композиции. Внешне эти жилые комплексы круто выглядят, но по факту с ними очень много проблем, и их единственное достоинство — большие окна от пола до потолка.
Творческий метод: пространство как вторая кожа
D4U: Когда смотришь ваши проекты за много лет, видишь, что главная их черта — не стилевая, не дизайнерская, а сутевая: в них ощущается самость. Нечто цельное и творческое в основе, что тонко выражено с помощью дизайнерских и декораторских средств. Легко представить, не только как хозяева в них отдыхают, общаются, делают что-то повседневное, но и как они в них творят: пишут книги или картины, слушают и исполняют хорошую музыку, читают, думают, живут интересно, наполненно. Кажется, что ваши интерьеры этому способствуют. Вкладываете ли вы в них такую незримую задачу? И как вам удаётся создать такую живую атмосферу?
Ю. Г.: Если бы я знала! Ну, просто мне нравится так делать. Когда читаю лекцию в рамках работы своего бюро, всегда показываю кадры из фильмов, которые произвели на меня в раннем возрасте огромное впечатление и стали образцами того, как нужно жить. Это всем известные «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника». Потом к ним добавилось «Жертвоприношение», где мне очень нравится комната главного героя.
Именно такие жилища стали мне попадаться потом. Мне кажется, в них есть что-то о жизни, возможно, немодное и даже не очень-то актуальное, но я так чувствую и так делаю. При этом я хочу сказать, что в старых домах интерьер выглядит в результате одним образом, а в новых домах — другим. Потому что новые дома диктуют новые правила, у них свои формы, это другое пространство.
У каждого художника своё идеальное чувство композиции, линии, цвета. Я всегда выбираю красиво соединяющиеся друг с другом неконтрастные цвета, а если контрастные, то всё равно это такой мягкий успокаивающий, а не будоражащий контраст.
Я могу покрасить какое-то помещение в красный, но это будет мягкий красный. И у меня практически нет акцентов. Если есть, то это такие акценты, которые не бьют наповал.
Знаете, что ещё важно? У меня был заказчик, который пришёл и сказал: в ваших интерьерах вещи не подавляют человека.
Меня не тянет выбирать конкретные вещи, которые подняли бы мне ценник. Глядя на мои интерьеры, у людей первая мысль не о том, что это дорого. Возникает какое-то другое чувство. То есть про деньги — это не первое впечатление об интерьере. Я выбираю скорее нейтральные вещи. А не так, чтобы было ощущение «мы купили этот стул или шкаф и ходим гордимся, что у нас такая мебель и нам хватило на неё денег».
Есть фабрики, которые я очень люблю. Например, скандинавы, фабрика Zanotta, фабрика Magis.
Самые удачные интерьеры у меня складывались, когда туда интегрировались любимые вещи заказчиков. Почему так важен человек? У меня практически не было такого, чтобы я на съёмку готового интерьера привозила гору всякого декора, а потом увозила. На всех фото нет ничего моего, может быть, для массы какую-то вазочку могу поставить белую.
Чтобы стилизовать интерьер, мне хватает маленького чемоданчика. Потому что во время работы над проектом многое про него понимаешь и знаешь, что ему нужно и что куда поставить.
D4U: Если вещи принадлежат хозяину и были с ним ещё до того, как создавался интерьер, как вы их интегрируете? Сначала делаете проект и потом выбираете из них? Или вы присматриваетесь к этим вещам? Как это происходит?
Ю. Г.: Всегда по-разному. В 2020 году одна моя клиентка принесла на съёмку то, что было в её родительском доме, и оно туда «встало», как будто было там всю жизнь. В другом случае большое количество старых вещей мы обтянули новой тканью, что-то новое спроектировали, но так, чтобы это хорошо вместе смотрелось. Получился микс винтажного и современного.
D4U: Ещё одна ваша замечательная фраза: «Интерьер — как повседневное платье, не бальное» — точно характеризует стилистику ваших проектов. Чем для вас так притягательна повседневность?
Ю. Г.: Мне самой нравится эта фраза.
Интерьер — это то, что мы надеваем, и то, что нас не утомляет. То, что мы ощущаем как свою кожу. Нас ничего не раздражает, это очень естественное.
Мы можем в нём заниматься чем угодно, в этом платье, потому что если ты надеваешь бальное платье, у тебя должен быть макияж, маникюр, каблуки, осанка, да? А дома ты абсолютно расслаблен, непричёсан, лохмат. Если вещи переставляются, то это не катастрофа, если ты что-то поцарапаешь, то ты над этим не трясёшься.
D4U: Рассматривая ваши проекты, легко представить, как люди живут в них не год, не два, а десятилетия, передавая квартиры по наследству детям или внукам. Время меняется, мода меняется, а интерьеры остаются живыми, не устаревают. За счёт чего вам удается создавать такие — вневременные в хорошем смысле слова — дома?
Ю. Г.: За счёт нейтральности. Это не ультрамодно и не старомодно, это застряло где-то посередине. Я ведь одна из первых, кто начал делать такие жилища. Но у меня сейчас период, когда я хочу делать всё по-другому, не так, как раньше. У любого художника такое бывает.
И я ищу новые средства выразительности. Чувствую, что устала, хочу чего-то нового. У меня есть такая особенность — стремление к обновлению, я сейчас как раз нахожусь в этой точке: хочу по-другому.
D4U: Есть ли что-то принципиальное, чего вы ещё не делали в профессии, но в чём для вас есть интерес и вызов?
Ю. Г.: Да — в сложной, хорошей, объёмной, масштабной архитектуре. Я бы с удовольствием поработала с таким домом. Может быть, попробовала бы сделать какое-то общественное пространство — отель, кафе, библиотеку, концертный зал. Но я всю жизнь занимаюсь частным жильём, хотя, бывало, делала офисы, и если смотреть на мои интерьеры, кто мне закажет офис, скажите?
Психология: о работе с заказчиками
D4U: Давайте поговорим о ваших заказчиках. В одном интервью вы сказали, что всматриваетесь в них и даже сливаетесь с ними. Как это происходит и чем может грозить дизайнеру, ведь такой подход очень энергозатратный? Можно ли делать интерьер для заказчика отстранённо, не входя так полно в его мир? От работы с какими заказчиками вы отказываетесь? И какой он — «ваш заказчик», что должно совпасть?
Ю. Г.: Нет, с заказчиком я не сливаюсь, я отдельная. Я хочу, чтобы интерьер служил ему выигрышным фоном, как на хорошем портрете. А так, конечно, навыки эмпатии и возможность почувствовать человека — это очень важно.
D4U: Какие вопросы вы задаете заказчику, чтобы понять, что подойдёт именно ему? С какими вредными установками заказчика приходится сталкиваться? Как вы обходитесь с эстетическими заблуждениями?
Ю. Г.: Во-первых, я просто разговариваю, и в беседе для меня всплывает много информации. Психологический портрет заказчика я не составляю, но заметила, что чем свободнее и прекраснее я себя ощущаю, тем свободнее мне будет работаться и тем у заказчика будет лучше квартира. Хотя у меня были и стрессовые проекты, интерьер мы всё равно завершали. Во-вторых, есть стандартный опросник: кто будет жить в этой квартире, какие будут помещения, что любите и не любите, какие нужны предметы, будут ли домашние животные, какие есть особые пожелания.
Каждый раз, получая заказ, ты стараешься всё сделать хорошо, но бывают патологические случаи, когда человек не выслушивает, тыкает пальцем и говорит: «Мне это не нравится». Таких случаев немного, но этот опыт стимулирует составить как можно более полный опросник, чтобы человек, размышляя над своими привычками и пожеланиями, сам себя лучше понимал.
Моя характерная особенность — я с людьми особо не спорю. И так как у меня достаточно большое портфолио, приходят люди, которые более-менее знают, что я из себя представляю, поэтому доказывать им что-то уже не нужно. Ещё иногда я прошу показать примеры своих или чужих работ, задать направление, и по этому направлению мы движемся. Мне важно выслушать человека и сделать то, что ему будет приятно, а уговаривать людей я не люблю.
«Мы должны получать удовольствие от нашей работы», — я своим клиентам так и говорю. Это большое удовольствие — сделать красивый интерьер и потом в нём жить. А мучить его мы не будем, это не мучение.
Единственное, что я не люблю, — это угловые диваны. Я их просто ненавижу.
Угловой диван — вещь, которая требует большого пространства. Небольшие пространства они уродуют. Но недавно я сделала планировку и поставила туда угловой диван, потому что он идеально вписывался в эту небольшую комнату. Так что жёстких правил просто нет.
D4U: Какие люди обычно приходят именно к вам? Есть ли у них что-то общее: профессия, взгляд на жизнь, возраст, достаток, интересы?
Ю. Г.: Очень разные. Кстати, у людей сухих профессий — юристов, экономистов — получаются хорошие, красивые интерьеры. И делать проекты очень хорошо именно с рациональными людьми, которые всё тщательно продумывают, отлично осознают свои потребности, умеют слушать и считать деньги. Гармоничному, естественному интерьеру структурированная работа не мешает, а наоборот помогает.
Деньги: хорошие российские производители, рост цен и на чём экономить нельзя
D4U: Каких российских производителей вы открыли для себя за последний год? Чем они вас привлекли?
Ю. Г.: Оказывается, у нас полно всего! Есть прекрасные обои, замечательные, и краски у нас есть, с плиткой и паркетом вообще никаких проблем. Но у нас не очень богатое производство ткани. Есть хорошие льняные производства, но такого потрясающего богатства фактур, узоров и составов, как у французских, итальянских, американских фабрик, у нас нет. Хотя даже с тем, что есть, мы всё равно можем сделать красиво.
Рынок винтажных предметов довольно оживлённый. Есть даже отечественный метлах (Метлах — город в области Саар в Германии. С XIX века там находилось одно из самых лучших производств керамической плитки в мире. Это очень качественная и долговечная плитка, которую можно встретить в Кёльнском соборе, тоннеле Холланда в Нью-Йорке или домах дореволюционной постройки в России. — прим. D4U) в Екатеринбурге. Есть отличная российская марка плитки «Эклат». Кроме того, имея на руках такую симпатичную коллекцию, как «Авалон» от Kerama Marazzi, мы можем сделать любую самую аристократическую ванную. Также я очень люблю и ценю цементную плитку Luxmix — они просто замечательные.
D4U: В целом средняя стоимость дизайн-проекта выросла за последний год?
Ю. Г.: Я повысила цены! И всё, конечно, подорожало. В процентном отношении не скажу, но и российские производители подняли цены.
D4U: В таком случае, как можно сделать красивый интерьер недорогим? Можно ли на чём-то сэкономить без потери качества?
Ю. Г.: Можно, я скажу, на чём экономить не стоит?
В любом случае нужно попытаться положить деревянный пол. Чтобы никакого ламината не было и близко. Не только из-за эстетики и потому, что это поддельное дерево, он ещё и ведет себя странно, он тактильно неприятный. И такого удовольствия от соприкосновения с ним, как с деревом, вы не получите. А дерево красиво стареет и долго прослужит.
Когда я читаю свою антикризисную лекцию, говорю, что нужно идти от основ: у нас есть пространство, форма, цвет, материал. Можно взять за основной инструмент цвет и сотворить с этим всё что угодно — какие-то неповторимые цветовые схемы, как в фильмах Уэса Андерсона, в каждом фильме у него своя цветовая схема. И это будет очень хорошо.
Не покупайте дешёвую люстру, лучше с лампочкой жить, пока денег не появится купить что-то красивое. Какие-то откровенно синтетические шторы тоже не нужно, можно обойтись без штор. Окна желательно чтобы красивые были, тогда шторы можно не вешать. Лучше деревянные, у нас появились производители очень хороших деревянных окон, компания «Ремесленник» из Санкт-Петербурга, мы сейчас с ними много сотрудничаем.
Городская архитектура: какой она должна и не должна быть
D4U: Вы часто повторяете, что вас беспокоит современная застройка, вид из окна… Назовите несколько вещей, которые вы, если бы были главным архитектором, сделали.
Ю. Г.:
Я бы по всей стране запретила металлические заборы. Сделала упор на фундаментальность сооружений и хорошую школу. Откровенно дешёвое коммерческое оформление всяких магазинов, торговых центров действует угнетающе.
Хочется фундаментальной архитектуры. Ведь даже такой нелюбимый многими советский модернизм имеет все признаки фундаментальности: это хорошая архитектура, хорошие формы, классные материалы — натуральное дерево, мрамор, алюминий, стекло. А руины того, что мы видим сейчас, будут некрасивыми.
Отдельная боль — это современное оформление музыкальных школ. Почему-то считается, что дети будут лучше обучаться музыке, если окружены ядовито-зелёным ярким цветом. Посрывали паркет и застелили пол странным линолеумом. Так в угоду сомнительной эстетической идее школа утратила фундаментальные черты своей архитектуры и внутренней отделки. Хорошо хоть, что мрамор с парадной лестницы не сняли. Ещё одну знакомую музыкальную школу, она была из простого жёлтенького кирпича, облицевали жёлтыми и зелёными плитами, изуродовав район. Это я бы точно запретила, такого нельзя делать.
D4U: Почему так происходит? Ведь за какие-то небольшие деньги можно сделать ремонт со вкусом.
Ю. Г.: Прежде всего нужно было посмотреть, как школы были задуманы. У них очень красивые фасады, и внутри этим фасадам должны соответствовать деревянные оконные рамы, деревянный паркет «ёлкой», здоровенная огромная хрустальная люстра в концертном зале. А сейчас там нет этой люстры, непонятно, куда она делась. Сейчас там висят современные неоновые кружочки. Это и есть полное игнорирование того, как здание было задумано.
Нужно связывать настоящее с прошлым. Долгое время здание стоит таким, как его сделали. А когда на следующий год после ремонта оно всё разваливается, что об этом можно говорить, помимо того, что это всё некрасиво!
D4U: Всегда удивляют такие решения, ведь в архитектурных институтах должны этому учить. Но в какой-то момент что-то идёт не так.
Ю. Г.: Это какая-то загадочная вещь.
Интерьерный дизайн: магнетизм и сложность
D4U: Где бы вы посоветовали искать вдохновение тем, кто хочет сделать своё жилище непохожим на другие, не стерильным проектом, а чем-то с душой?
Ю. Г.: Прежде всего, я не советую очень серьезно к этому относиться. Потому что если хочется качественно, то профессионал всё равно сделает это лучше.
Делать с лёгким сердцем, с душой, с фантазией, с полётом, но не думать, что ты случайно сделаешь произведение искусства.
D4U: Однажды вы сказали: «Дизайн интерьера — очень стрессовая работа, просто думаешь иногда — сколько ты ещё протянешь?» При всех нагрузках профессии, что продолжает вас в ней волновать, магнитить, трогать?
Ю. Г.: Сейчас много хороших качественных интерьеров, мне есть кому позавидовать, и это стимулирующее чувство. Что ещё стимулирует меня очень хорошо — некрасивое!
Считается, что дизайнер должен видеть только красоту, но когда я вижу некрасивое, это меня тоже стимулирует. Хочется баланс соблюсти.
Я свою профессию очень люблю, но иногда накапливается стресс. И тут важно, во-первых, соблюдать все договорённости, под которыми ты подписался, а во-вторых, отдыхать как следует. И тогда получаются хорошие интерьеры.
Вот, пока мы интервьюировались, мне заказчик написал: «Как же красиво получилось!»
D4U: Пару лет назад вы создали серию ковров, вдохновлённых фотографиями родной природы. Планируете ли вы сделать что-то подобное в других формах: керамике, мебели, текстиле, малой скульптуре, барельефе, может быть?
Ю. Г.: Дело в том, что ты не можешь делать всё. У меня сейчас есть один проект в сотрудничестве с компанией, мы кое-что делаем, я постоянно что-то рисую, какие-то предметы. Возможно, из этого тоже что-то получится. Но этим нужно плотно заниматься, что означает, что в моей компании должен появиться новый отдел. Возможно, когда-нибудь так и будет: я буду рисовать, а люди будут заниматься производством и продвижением этих авторских предметов интерьера.
Я вполне удовлетворена в работе, но если какие-то проекты образовываются, откликаюсь с удовольствием. Сейчас ко мне обратились совершенно неожиданно с разработкой одного такого продукта. А так у меня есть мои личные увлечения, но они — для себя.
Винтаж: своя-чужая память
D4U: Вы очень трепетно и внимательно работаете с винтажом, используете его почти во всех проектах, филигранно подбираете старинные предметы. Тема винтажа здорово сформулирована в вашем дискуссионном образовательном проекте «Строение 8»: «Винтаж — своя-чужая память: зачем покупать старые вещи?». Так действительно, зачем?
Ю. Г.: Это очень естественная тема, мы смешиваем современное и старое. Потому что это красивые вещи, и совсем незачем покупать новые, если есть достойные старые. Это экологично.
Эти вещи создавали, когда было какое-то другое качество. Они тоже были созданы массово, но среди них встречаются совершенно неповторимые предметы из хороших материалов.
Это не значит, что я не люблю современное. Я не люблю ультрасовременное. Когда вижу интерьер, который полностью в ультрасовременных тенденциях сделан, вижу, что пройдёт два года, и он надоест.
D4U: Какие у вас любимые винтажные вещи?
Ю. Г.: Светильники меня всегда завораживают, итальянское стекло — это произведение искусства, по-другому не скажешь. Я люблю винтажные кресла: они удобные и лёгкие.
По адресу «Строение 8»
D4U: Расскажите о своём проекте «Строение 8» — какую цель вы перед ним ставили? Как он развивается сейчас?
Ю. Г.: Мы с компанией единомышленников задумали образовательно-исследовательский проект, объект внимания которого — среда, где мы обитаем, наши квартиры, дома и то, что вокруг них. Планировали читать лекции, проводить семинары и круглые столы. Однако события, происходящие в России и в мире, несколько изменили наше настроение, и проект пока не заработал в полную силу. Однако в скором времени у нас должна появиться интересная книга, и мы о ней обязательно расскажем. А пока по адресу «Строение 8» у нас развивается галерея и скоро будет открыт магазин, в котором можно будет купить живопись, скульптуру, графику, фотографии замечательных авторов, украшения — и только то, что мне самой очень нравится.
На обложке: фото из личного архива Юлии Голавской
Фото интерьеров Юлии Голавской: Сергей Ананьев
Комментарии