D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

Их проекты — учебники хорошего вкуса: ясной идеи, сбалансированной композиции, точных пропорций, живописного подхода к декорированию, тонкой игры и иронии. Несмотря на многолетний опыт в профессии и более двухсот реализованных объектов, архитекторы совсем не выглядят пресыщенными, а заказчики признаются: интерьеры Хорошевых меняют не только их быт, делая его эстетически безупречным, но трансформируют мировоззрение. Сами архитекторы формулируют свою задачу так: «Мы не можем повлиять на глобальные события, но можем создать какое-то количество прекрасных интерьеров, где люди станут счастливее». 

Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Татьяна и Дмитрий Хорошевы

архитекторы, дизайнеры, декораторы

Создатели архитектурной мастерской Lighthouse projects. Преподаватели школы дизайна «Детали». Начиная с 2014 года ежегодно входили в топ-100 лучших российских архитекторов по версии AD.

Проект «КП “Бенилюкс”», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Дмитрий и Татьяна дали это интервью осенью, находясь в Вероне, в только что снятой пустой квартире, куда они перебрались со всем скарбом, детьми и собакой. Может быть, поэтому разговор оказался буквально пронизан солнцем, юмором и бурлящей энергией, которую архитекторы уже начали с размахом вкладывать в свои новые проекты.

Квест в квадрате: как обустроить дом в новой среде с нуля

D4U: Вы сейчас находитесь в чужой стране и обустраиваетесь в совершенно новом месте. Расскажите, как вы это делаете? Как с нуля создать дом в новой среде?

Дмитрий Хорошев (Д. Х.): Среда-то совсем новой не бывает, даже у новорождённого есть бэкграунд с прошлой жизни, пока он ещё не забыл (смеётся).

Один из наших принципов в работе — мы пытаемся привычки заказчиков, которые являются базовыми для создания комфорта и положительных эмоций, интерполировать в новое место обитания, чтобы человек в нём сразу поймал ощущение дома.

Так и с этим жильём. Мы быстренько всё обмерили, сделали план расстановки мебели, подумали о том, что нам больше нужно — чтобы это был шоурум нашего бюро или что-то личное — поговорили, выяснили, что это одно и то же, и решили, что в доме будут и авторские вещи, и предметы массмаркета, которые нас по эстетическим характеристикам устраивают, в том числе Ikea.

Планировка гостиной. Проект «Сколково». Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Татьяна Хорошева (Т. Х.): На самом деле мы всегда всё смешиваем, но здесь была неординарная задача. Во-первых, большое пространство на 220 метров с огромным количеством балконов. Во-вторых, я поняла, что в Европе 50% квартир сдаются без мебели, а у нас квартира сдается ещё и без света. Нет ни одного светильника и даже ни одного вывода, в том числе потолочного! Всё освещение мы будем создавать с помощью того, что втыкается в розетку.

Д. Х.: В «Деталях» (школа дизайна интерьера «Детали» — прим. D4U) мы читаем лекции, и одна из них посвящена освещению в доме или квартире. Если не хватает верхнего освещения, всегда можно использовать отражённый свет, играть боковыми светильниками, воплотить американский принцип, когда верхнего света нет в принципе, — говорим мы студентам. И тут выяснилось, что мы не просто можем, мы должны так сделать. Потому что в этой квартире нельзя сверлить стены и потолок — на потолке разведено водяное отопление…

Т. Х.: …а стены берегут для будущих арендаторов!

Прихожая, проект «Афанасьевский», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

D4U: Это похоже на экзамен, когда архитекторы тянут билет, вытаскивают вопрос, а там «сверлить ничего нельзя, света нет...»

Т. Х.: Вся наша жизнь в последнее время напоминает квест. Но с этой квартирой это квест в квадрате (смеются). Логистические цепочки Италии переплюнули даже греков. Мы продолжаем делать свой дом в Греции и думали, что там всё очень сложно с доставками и приёмками, потому что у нас адрес «на деревню дедушке»: нет ни дома, ни улицы, только индекс. Но туда всё доезжало. А здесь мы что-то заказали, а оно вообще не приезжает. Хотя это организационные моменты, а не дизайнерские, нас, наверное, что-то про дизайн хотели спросить...

Д. Х.: А ты знаешь…

…дизайн без организации — это просто бумажная архитектура.

Можно красивые картинки делать на сайте, печатать в 3D, и это тоже будет про дизайн. Но у нас уже больше двухсот реализованных объектов, поэтому практика здесь может быть даже важнее, чем дизайн. Мы знаем, как всё это воплотить красиво и правильно, и это, может быть, даже более важный вопрос, чем как это нарисовать.

Т. Х.: А с неработающими банковскими карточками? С невозможностью оплатить больше чем 2000 евро наличными? Мы выходили из положения, активируя подарочные карты Ikea, но они на 2500 евро, а выводятся только по 50 евро и активация всего 24 часа! (смеются).

Коридор, проект «Филипповский», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Мечта, которая реализовалась неожиданно рано

D4U: Признайтесь, вы ведь когда-то благополучно сидели на своей даче и мечтали: «А давай поедем в Верону и будем жить там». И вдруг это реализовалось…

Т. Х.: Я планировала сделать это лет через двадцать, когда наступит еврейское счастье — дети вырастут, собаки сдохнут — и, наконец-то, Тоскана, пенсионеры, дегустация вина, свой отель... Но в ноябре 2021 года мы провели школьные каникулы в Тоскане, встретились с девушкой, которая переехала туда внезапно из Ирландии с шестилетним сыном и купила отель в ковид, и я подумала: «А так можно было?» Мы сидели в её ресторане и обменивались материнским опытом: она рассказала, как непросто организовать жизнь в Италии, я — как непросто организовать жизнь в Греции. Это был классный пример, как взять и всё изменить.

D4U: У вас наверняка есть личные нереализованные архитектурные мечты. Они и переезд в Италию — мечты близкого порядка?

Т. Х.: Прошлым летом мы достроили свой дом в Греции. Поставили туда наконец кресло Имзов на фоне моря, до которого идти метров тридцать всего. И, в общем-то, то, о чём мечталось, сейчас реализовано там.

Интерьер дома архитекторов в Греции, 2022 год. Халкидики, Уранополис

Д. Х.: Но потом выяснилось, что это и не мечта, а просто проект. А здесь, в Италии, мы оказались ровно потому, что Италия — это любовь. Плюс мы планируем заниматься здесь реконструкцией четырёхзвёздочного отеля на несколько тысяч квадратных метров.

Это историческое здание в стиле ар-деко с антикварной мебелью, в каком-то очень странном городе, о котором мы никогда ничего не слышали. Вот это, пожалуй, для нас действительно волшебная история.

Т. Х.: Идей, как реконструировать отель, много, основная — сделать то, чего нет в регионе. Во-первых, это всего пятьдесят минут на электричке от Милана, но в городе совершенно нет арт-галерей, а во-вторых, этот город стоит на термальных источниках, и это можно удачно использовать с функциональной и эстетической точек зрения.

Д. Х.: Мы думаем над тем, чтобы создать в отеле арт-резиденцию. Идея скорее не в дизайне, а в том, чтобы сделать что-то про искусство, пригласить художников, которые будут там жить, работать и оставлять свои работы. То есть мы хотим сделать точку притяжения локального масштаба для всего, что связано со скульптурой, живописью, дизайном.

Вид на дом архитекторов в Греции в километре от подножия горы Афон. Халкидики, Уранополис

Т. Х.: Хочется внести в это место культурную составляющую. И все концепции будут, скорее всего, основаны на искусстве. Потому что сейчас это немного замшелое пространство: когда-то в городе проходили конкурсы красоты, и он весь увешан чёрно-белыми фотографиями «Мисс Италия-68» или «Мисс Италия-76», кроме чемпионатов по бриджу там вообще ничего не происходит, и весь город напоминает «Гранд-отель “Будапешт”».

Д. Х.: Город сам просит восстановить в нём прошлое величие в некоем новом статусе, к тому же заброшенные термы скоро заработают.

Гостиная, проект «КП “Бенилюкс”», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Микродевелопмент по-крупному

D4U: Вам не страшно браться за такой крупный проект — ведь это гостиница не на один десяток номеров высокого уровня?

Д. Х.: На самом деле всё началось с того, что мы делали в Москве такой «микродевелопмент» — покупали квартиру в бетоне, делали дизайн и продавали. Мы создали, наверное, с десяток квартир таким образом. Во-первых, не нужно ничего ни с кем согласовывать, только между собой. Во-вторых, можно реализовать любые идеи и посмотреть, как это выглядит на площадке для экспериментов. Все эти квартиры продавались очень быстро: выставили на продажу — и через две недели сделка.

Люди влюблялись в дизайн. Приходит человек и говорит: «Я отсюда никуда не уйду».

Спальня, проект «Филипповский». Россия, 2018 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Т. Х.: Два раза были девочки, которые поступили в МГУ, родители им искали жильё в Москве и находили нашу квартиру — с постельным бельём, полотенцами, посудой, столовыми приборами, всё декорировано, картины висят на стенах. Риелторы немножко вешались от того, что показы проходили по три часа, но в результате всё заканчивалось абсолютной любовью. Эта оценка нашей деятельности очень повлияла на нашу самооценку как дизайнеров. Мы почувствовали в этом подходе определённый потенциал и сейчас решились на более крупный инвестиционный проект с отелем. Если всё получится, у нас будет большая площадка для экспериментов.

Мыслить не планировками, а объёмами

D4U: В одном из интервью вы сказали, что при проектировании мыслите не планировками, а трёхмерными образами будущего пространства. В чём разница? Расскажите.

Т. Х.: Мы проектируем сразу пространство с мебелью, которое потом обволакиваем стенами.

Д. Х.: То есть мы не делаем сначала планировки, потом зонирование, потом расстановку мебели и всё остальное, как в классическом подходе к проектированию, которому архитекторов, и нас в том числе, учили в МАРХИ. Классический подход понятен, но у него есть минусы, потому что когда идешь последовательно, можешь не учитывать какие-то вещи, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на интерьере.

Да, мы ограничены несущими стенами, но сначала формируем некую концепцию, затем под неё делаем удобную планировку, расстановку, намечаем объём мебели, а потом к ней подстраиваем стены.

При создании этого интерьера перед архитекторами поставили несколько задач: чтобы интерьер выглядел респектабельно, но не вычурно; чтобы преобладала интеллектуальная эстетика, а не безликий новодел; и чтобы всё соответствовало духу места писательских дач. Зимний сад, проект «Переделкино», Россия. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Классический подход архитектора — ставить перегородки, пропорционально выстраивать помещение и дальше идти к дизайнеру-декоратору, который пытается вписать в это своё видение интерьера. За счёт того, что у нас есть опыт и как у архитекторов, и как у декораторов, мы можем идти собственным путём, опираясь на знания с обеих сторон.

Холл, проект «Переделкино», Россия. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

D4U: Как у вас происходит распределение обязанностей в паре: один начинает, второй подхватывает? Или по принципу — кто что любит?

Т. Х.: К тому моменту, когда мы встретились, оба работали с частной архитектурой уже много лет, у каждого было своё бюро, поэтому каждый из нас был «универсальным солдатом» и мог делать всё. Но на сегодня сложился достаточно эффективный алгоритм: сначала мы что-то обсуждаем, потом каждый из нас делает свою часть, потом снова обсуждаем, корректируем и вместе ведём.

Д. Х.: Есть некое распределение не обязанностей, а, скорее, ролей.

Сначала мы прикидываем концепцию, стиль, под него делаем базовую планировку, Таня смотрит, всё ли её устраивает, или мы переделываем

Гостиная, проект «Переделкино», Россия. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Дальше мы вместе смотрим, что хорошо, что плохо, что надо усилить, а что, наоборот, приглушить, чтобы найти гармонию.

Когда ты работаешь в одиночку, в момент принятия решений и понимания правильных пропорций красоты ты находишься в зоне влияния собственных мыслей. А когда вдвоём…

Т. Х.: …есть более объективное восприятие. И результат получается намного круче, чем то, что мы делали поодиночке, мы это давно заметили по своим объектам.

Основная гамма в этом проекте — светлая с контрастными тёмными акцентами. Проект «Переделкино», Россия. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы
В этой комнате, как и на всём третьем этаже, двускатный потолок выкрашен в чёрный цвет не случайно: ощущение максимального проникновения солнечного света достигается за счёт усиления светотеневого контраста

Д. Х.: Смотря критически на свою работу, я понимаю, что с каждым объектом мы профессионально растём и находим какие-то новые идеи, приёмы, в чём-то даже опережая время, то есть не следуем тенденциям.

Т. Х.: Скромность — это наше основное качество (смеются).

Мы идем чуть-чуть впереди волны. Когда встаешь на сёрф-доску, самое главное — сделать несколько гребков, чтобы обогнать волну, став быстрее её, а потом под ней ты уже спокойно катишься. Вот эти несколько гребков в профессии нужно делать постоянно, иначе в конце концов волна тебя накроет. Нельзя останавливаться.

Вдоль чаши бассейна спроектирована галерея с арками разного размера, расположенными не по одной оси, благодаря чему достигается эффект визуального увеличения пространства. На потолке над чашей бассейна — модернистская роспись, навеянная художниками начала XX века. Проект «Переделкино», Россия. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Переделка интерьера и когда она необходима

D4U: Часто ли вам доводится переделывать чужие проекты и в каких случаях переделка необходима?

Т. Х.: Мы как раз сейчас работаем над таким интерьером — 200 метров, а ощущение, что там решений на шесть-восемь домов: «а я вот так могу, и вот так могу, сюда картина, туда ваза»... Вроде бы всё сделали дизайнеры, и денег много вложили, и ни в чем не были ограничены, но получилось что-то абсурдное. Мы пытаемся убрать случайные решения, в том числе стилистические, выделить акценты. Это достаточно сложная работа, потому что пространство создано, но гармонии нет, нужно найти, что из этого вычесть и вокруг чего заново собрать. Видно, что ребята старались всё сделать по заданию заказчика, а заказчики немножко давили, говоря, что нравится вот это и вот это.

Д. Х.: Но нужно объяснять позицию, доносить мысль, что вот так делать хорошо, а вот так — плохо.

Многие дизайнеры не готовы отстаивать свою точку зрения перед заказчиком, и из-за этого получаются спорные решения.

Ванная комната, проект «Гольф-клуб “Пестово”», Россия. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Искусство в интерьере

D4U: В ваших интерьерах много искусства. Причем современного, зрелого, которое, однако, не смотрится эпатажно — напротив, оно становится органичной частью пространства, живёт в интерьере. Бывает ли так, то весь интерьер отстраивается от предмета искусства, например от картины?

Д. Х.: Один объект был сделан именно так: до начала работ мы купили две большие картины…

Т. Х.: Две прямо очень серьёзные работы интересных художников — Ольги Тобрелутс и Анатолия Ганкевича. Огромные полотна, вокруг которых мы впоследствии построили весь интерьер.

Картина Ольги Тобрелутс в прихожей — одно из полотен, от которых впоследствии был «отстроен» весь интерьер квартиры. Чтобы сделать на картине акцент, архитекторы отдали предпочтение достаточно лаконичной, нейтральной колористической гамме в оформлении пространства. Квартира в ЖК “Cooper House”, Россия, 2019 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Д. Х.: Мы заранее определили место, подобрали колористику всех помещений, чтобы всё это работало вместе. Заказчик нам верил, и для него этот подход был идеальным. Он отдал ключи и сказал: «К сентябрю, Дим, сделай, пожалуйста».

Картина в мозаичной технике в гостиной, художник Анатолий Ганкевич. Квартира в ЖК “Cooper House”, Россия, 2019 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Т. Х.: В этом проекте был очень интересный художественный поиск, и наша работа, помимо архитектуры и декорирования, была кураторской — так в интерьере собрались предметы коллекционного дизайна. Мы познакомились и подружились с несколькими людьми, один из них — голландский дизайнер Валентин Лелльманн, чьи работы мы заказали в парижской галерее ещё до презентации дизайнера на Cosmoscow. Другой — потрясающий итальянский скульптор Джузеппе Ривадосси, который делает предметы мебели и скульптуру.

Скамья «бегемот» в прихожей выполнена из цельного куска дерева, дизайнер Валентин Лелльманн. Проект в ЖК “Cooper House”, Россия, 2019 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы
Шкафчик из липы светлого розового оттенка в гостиной спроектирован итальянским скульптором Джузеппе Ривадосси. Квартира в ЖК “Cooper House”, Россия, 2019 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Д. Х.: Вообще, мы стараемся не повторяться.

Часто кто-то разработал собственный стиль и дальше идёт по накатанной, и это такое фабричное интерьерное производство. Я не осуждаю, но нам это неинтересно.

Т. Х.: Просто у многих знаменитых и не очень архитекторов есть свой стиль, они в нём работают, за этим к ним и приходят люди. Кому нужен стиль Белого дома с Овальным кабинетом, идут к Томасу Физанту. Кому многозначительная пустота и стиль ваби-саби, идут к Акселю Вервордту. Кому парижский шик — к Денио.

У нас нет каких-то границ, в которых мы работаем. Мы стараемся не замыкаться в одной стилистике именно для того, чтобы не «окаменеть». И мне в этом видится тоже определённый рост: всё время находиться в поиске.

Заказчики этого проекта были готовы на самые смелые эксперименты, и когда архитекторы узнали, что хозяйка дома родом из Танзании, стилистика пространства сложилась сама собой. Проект «Сколково», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы
Интерьер в африканском стиле для молодой пары. В кабинете — трёхмерный пол из трёх пород дерева, шкура зебры, на потолке — панно с репродукцией росписи Сикстинской капеллы с пророками в очках Ray-Ban. Проект «Сколково», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Д. Х.: Мы всегда стараемся добавить в интерьер немного иронии, чтобы снизить градус серьезности, и тогда жить в нем будет намного веселее.

В отделке и декоре этого проекта использовано много нестандартных приёмов, оптические иллюзии и юмор. Проект «Сколково», Россия. 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Образование архитектора

D4U: Вы преподаёте дизайн — читаете лекции в школе «Детали» по темам освещения, планировки, узлов и деталей. Сами же окончили МАРХИ. Какое, по-вашему, нужно получить образование, чтобы стать профессионалом в дизайне интерьера?

Д. Х.: На самом деле это очень сложный вопрос, потому что, возможно, никакого образования и не нужно. Если у тебя есть вкус, то тебе не хватает только опыта, а никакая учёба опыта не даст. Если бы я сейчас выбирал профессию, то, наверное, не решился бы заниматься интерьерами, потому что со стороны это смотрится так, словно у тебя сплошные тусовки, банкеты, мероприятия, иногда с заказчиками ты встречаешься и выбираешь какие-нибудь шторки, листаешь журналы, и всё это приносит деньги. В реальности…

…дизайн интерьера — это пыль, стройка, ругань с прорабами, чертежи, потерянные светильники.

В проекте «ЖК “Рублёво”» материалы, мебель, свет, аксессуары, искусство подчёркивают изначальную природность интерьера. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы
Деревянная фактурная стена, за которой спрятаны гардеробная и кладовая, является акцентом отделки этой гостиной и кухни. Она создана мастерами, которые вручную филигранно наносили орнамент, будто ложкой аккуратно снимая часть древесины

Мы много общаемся в этой сфере, и те, кто реально пашет, даже на тусовки не ходят, потому что времени нет. С другой стороны, очень много людей, которые просто зарабатывают деньги.

Я бы закончил «Детали» и попросился в какую-нибудь мастерскую на пару лет поработать бесплатно, чтобы получить бесценный опыт в общении со смежниками, заказчиками, понимание чертежей, цвета, колористики и так далее. От двух до четырёх лет, а дальше можно подумать о том, чтобы делать что-то своё.

Полотно с травами и цветами в этой «природной гостиной» было сделано на заказ Верой Мартынов, в состав красок входят природные пигменты: красная помпейская земля, охра, умбра, жжёная сиена, яичный желток и белое вино. Проект «ЖК “Рублёво”», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

D4U: То есть сопромат и другие вещи, которые преследовали вас в МАРХИ, это вещи, которые сейчас стали необязательными?

Д. Х.: Сопромат — это, скорее, философское понятие, как и математика, с их помощью понимаешь архитектонику вещей. Если ты хочешь, чтобы тебе правильно рассчитали балку, ты платишь конструктору, и он тебе всё рассчитывает. Но когда ты знаешь, как это устроено, ты можешь сказать: «Нет, здесь давайте потоньше, здесь потолще, здесь поменяем сечение, здесь вот так».

Знание дает тебе возможность оспаривать чужие решения и принимать их не только с точки зрения «правильности», но и с точки зрения эстетики. Сопромат здесь бесценен.

Т. Х.: Наше классическое архитектурное образование даёт нам почву для того, чтобы правильно…

Д. Х.: …выстраивать взаимоотношения со смежниками.

Т. Х.: А также спорить. Когда ты не имеешь этой базы, думаешь, что есть специалисты, и делать надо так, как они сказали.

«В этом проекте большую часть работы за нас сделала природа. К прекрасным (редким, живописным, городским) видам мы лишь добавили деликатный микс из авторской мебели, винтажных предметов, декоративных деталей, материалов и арта», — так описывают свой проект «ЖК “Рублёво”» архитекторы

Д. Х.: Например, вентиляция — самая сложная точка соприкосновения интерьерного архитектора и инженера, потому что это всегда сечение: нельзя сделать сечение меньше, иначе всё это не станет работать и будет свистеть. И здесь какой-нибудь начинающий дизайнер, у которого нет опыта, испугается спорить и сделает, как ему сказали.

Т. Х.: Ребята, с которыми мы сотрудничаем много лет, уже привыкли к нашим заскокам, и им, наоборот, интереснее придумывать, потому что с нашей постановкой задач они делают много изобретений и инженерных решений, которые дальше внедряют в жизнь. Мне кажется, такое новаторство всем на пользу.

Д. Х.: Вообще, на стыке наук работать всегда интереснее: когда понимаешь, как устроены каменные карьеры, что можно сделать из камня, а что нельзя, начинаешь проектировать, продумывая предметы мебели и интерьерные решения материально.

Основание камина, созданного по эскизам архитекторов, обрамлено огромным валуном из цельного камня. Перед рабочими была поставлена непростая задача — сделать камень внутри полым, чтобы не утяжелять конструкцию камина. Проект «ЖК “Рублёво”», Россия, 2022 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Профдеформация и как она помогает экономить деньги

D4U: В одном из интервью вы признавались, что находитесь в процессе работы нон-стоп, по сути, не разделяя работу и личную жизнь. При такой вовлечённости на протяжении многих лет удаётся ли вам избежать профдеформации? И какой она вообще бывает у архитекторов и дизайнеров?

Т. Х.: Про профдеформацию у нас отдельная тысяча историй. Например, мы всё время заглядываем под кресла в модных ресторанах и отелях, чтобы узнать производителя. Однажды наши друзья-дизайнеры, чтобы увидеть бренд, раскрутили розетки и выключатели в парижском отеле, потому что на передней панели указано не было. Всё время ищешь взглядом, как состыкована стена с полом, через какой плинтус решён узел...

Д. Х.: Также у нас есть привычка мерить особенно удачные лестницы. Если нет рулетки, у Тани в телефоне в заметках есть раздел, где размер ступенек измерен телефоном.

При переделке интерьера этого большого по площади дома архитекторы спроектировали просторный овальный холл с куполом и центральной парадной лестницей. Проект «КП “Монолит”», Россия, 2021 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Т. Х.: Ступени превосходно спроектированы в городе Порто, у меня также задокументированы размеры ступеней афинского Акрополя, потому что они принципиально другие, чем те, которые легли в основу СНИПов.

Д. Х.: Мы ищем такие эргономичные решения, которые комфортны нам, потому что заказчикам комфорт мы всё равно подаём через призму собственных ощущений.

Важно, что заказчики доверяют нашему вкусу на 90%. Кто-то даже говорит: делайте как себе.

Т. Х.: И поскольку у нас есть хороший опыт, когда мы сами строим и продаём интерьеры, мы знаем цену решений и не предлагаем пустые концепции, что экономит бюджет.

Стены холла украшает авангардная роспись, созданная художниками стрит-арта. Проект «КП “Монолит”», Россия, 2021 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Традиционные этнические жилища вместо «зелёных» технологий

D4U: Какие вопросы нынешнее время ставит перед архитектурой и дизайном, какие вызовы им надо принять?

Т. Х.: Мы бы могли ответить на этот вопрос, если бы занимались большой архитектурой, урбанистикой и какими-то общественными пространствами…

Д. Х.: Но мы можем говорить о том, с чем сталкиваемся в своей реальности. Например, мы использовали тепловые насосы, развивались в этой теме, хотя, если говорить о «зелёных» ресурсах, во всей этой истории с топливным кризисом и экологией есть перегибы. Я ездил в Германию, изучал энергоэффективные дома. Принцип понятен, но…

…в энергоэффективном детском саду, в котором объём воздуха уменьшен с десятикратного до трёхкратного, через двадцать минут уже дышать нечем, и дети становятся очень послушными — отсутствие кислорода замечательно влияет на дисциплину.

Можно увеличить энергоэффективность стен и стёкол, но стоит только открыть форточки, как вся эта история с энергосбережением улетает в трубу, зато ты можешь дышать по-человечески.

В этом проекте вдоль всего внешнего периметра квартиры и под окнами идёт бетонный армопояс, что подсказало архитекторам идею превратить все подоконники квартиры в дополнительные диванчики и скамьи. Отдыхать на таких кушетках комфортно и летом, когда на улице жарко, и зимой, когда за окном сырость и холод. Проект «Академика Павлова», Россия, 2021 год. Архитекторы Дмитрий и Татьяна Хорошевы

Если говорить об электромобилях, никто не знает, какова стоимость утилизации батареи. А что происходит с солнечными батареями, под которыми потом двадцать лет ничего не растёт?..

Т. Х.: Мы исследовали этот вопрос: когда солнечные батареи устанавливают на землю, а не на крышу здания, и делают энергетические поля, помимо проблемы с утилизацией солнечной батареи, дорогой, сложной и неэффективной, земля приобретает такие качества, что потом пятнадцать-двадцать лет она восстанавливается до возможности вновь приносить урожай, поскольку её фертильность из-за отсутствия солнечной энергии фактически уничтожается.

Д. Х.: С ветряными электростанциями тоже отдельная история: из-за вибраций умирают все малые формы жизни, нарушается баланс.

Спасают ли современные экотехнологии мир? Я в этом очень сильно сомневаюсь. Это просто модная тема, которой рулят и, по-моему, рулят не туда. Я бы, скорее, размышлял на тему традиционных этнических жилищ.

Каменный пол, панорамные окна, тень за которыми даёт обильная зелень, возможность создать сквозняк для охлаждения пространства, дерево в отделке, которое в жару не накаляется, а в холодное время сохраняет тепло — все эти решения как нельзя лучше подходят для дома в климате Греции. Проект «Халкидики Sani Resort», 2014 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Столетиями что в Финляндии, что в Сахаре люди учились максимально использовать естественную среду обитания, потому что понятно, что если ты не заготовил летом дрова — зимой ты умрёшь, если неправильно построил дом в пустыне — ты в нём высохнешь.

На мой взгляд, нужно смелее использовать в современной архитектуре решения, которые вырабатывались поколениями.

Т. Х.: Например, использовать сквозняки в домах, которым необходимо охлаждение, или розу ветров.

Д. Х.: Мы столкнулись с этим лично, когда делали наш греческий дом. Традиционное устройство жилища становится понятно, когда в нём находишься в течение полугода- года. Ты начинаешь понимать, откуда эти балконы, почему они такого размера, что изменилось в устройстве жизни с появлением кондиционеров, а что осталось неизменным. Отследить исторический контекст и переложить его на современную технологию — я думаю, это может сработать.

Т. Х.: Например, посадка вокруг домов тенистых растений позволяет предохранять их от перегрева. Всё это уже придумано, но этот опыт зачастую не используется в современном строительстве. Это касается и общественных пространств.

Реконструируя эту резиденцию, архитекторы оставили «коробку» дома, но полностью переделали внутреннюю планировку, заменили кровлю и «нарастили» террасы: «Наш опыт пребывания в жарком климате говорил о необходимости тени, большого количества затенённых площадок, ведь в августе в Греции находиться на прямом солнце невозможно». Проект «Халкидики Sani Resort», 2014 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Другая тема, над которой мы задумались и интересуемся, как её воплотить, — использование для обогрева гидротермальных источников в Италии. Несмотря на то, что есть все предпосылки их задействовать — стремительно дорожающие газ и системы энергоснабжения, много термальных вод и возможность снимать температурную разницу — здесь очень консервативное отношение к этому и неповоротливая бюрократическая система.

Д. Х.: Всё-таки Италия — это провинция. Германия, Бельгия или Голландия в силу того, что находятся в более сложном температурном режиме, эти технологии развивают активнее. В России тоже вроде как есть энергоэффективные дома, но когда посчитали их экономическое обоснование, оказалось, что окупаемость такого дома столь длительна, а газ так дёшев, что проще топить газом, открывать окна и спокойно жить.

Ванная комната, проект «Халкидики Sani Resort», 2014 год. Архитекторы Татьяна и Дмитрий Хорошевы

Дом для детей в Киржаче

D4U: «Счастливые улыбки — то, ради чего стоит заниматься интерьером», — эти слова Татьяна написала в своём посте, когда по её инициативе завершился ремонт в квартире для детей, оставшихся без родителей. Расскажите про их историю, откуда вы узнали про их беду и почему решили помочь, сколько людей откликнулось, чтобы помочь им через вас, и как им живется в новом доме?

Т. Х.: Это был крутой волонтёрский опыт, в котором я оказалась совершенно случайно. Время от времени мы занимаемся благотворительностью через фонды и участвуем больше деньгами, чем временем и силами, а здесь у нас появилась возможность и желание сделать что-то самим. Есть прекрасная Арина Серавкина, основательница «Маминого домика», — это проект помощи девушкам, оказавшимся в сложной ситуации, беременным или с маленькими детьми, которые скрываются от домашнего насилия.

Мы давно за ней наблюдали, участвовали финансово в её сборах, и однажды я попросила дать нам чью-то историю для курирования. Арина дала нам проект с девочкой двадцати одного года. Она хотела усыновить двоих детей, чьи мама и бабушка умерли, но опекунский совет не давал ей этого сделать, потому что квартира, в которой остались дети, была в непригодном для жизни состоянии. И мы решили, что поможем сделать в ней ремонт.

Квартира подопечных Татьяны Хорошевой из проекта «Мамин домик» до ремонта

Когда мы втянулись в этот проект, то поняли, что, во-первых, в городе Киржач всё делать намного дороже и сложнее, чем в Москве, что было парадоксально для меня. А во-вторых, стало видно, что ремонт-то мы потянем, а дальше? Ведь квартиру нужно доукомплектовать шторами, светом и так далее, а это уже совсем другие финансовые затраты.

Неожиданно для себя я написала пост с призывом: «Ребята, давайте, у кого что есть лишнее!» И к нам потекли материалы, мебель, текстиль…

Кухня в отремонтированной квартире для оставшихся без родителей детей, о судьбе которых архитекторы узнали через благотворительный центр «Мамин домик»
Кухня, пол, окна, мебель, бытовая техника, посуда, текстиль, декор были собраны волонтёрскими усилиями Татьяны с помощью многих производителей и частных лиц

Кто-то нам бесплатно дал краски, кто-то напольные покрытия, кто-то шкафы. Было много компаний, с которыми мы работаем постоянно и которые приняли участие в этом проекте, проникнувшись историей. Но также участвовало много незнакомых мне людей.

Прихожая в отремонтированной квартире
Декору — милым мелочам, наполняющим дом теплом и уютом, — уделили не меньше внимания, чем самому ремонту

Какой-то магазин дал прихожую, производитель, с которым Дима двадцать лет не общался, по нашему проекту полностью изготовил кухню. Какие-то ребята скинулись и купили технику. Была огромная работа по сбору всего, плюс к этому я в первый раз в жизни собирала деньги, что вообще не планировала делать, но меня стали просить: «Давайте скинемся на карту».

Кто-то прислал сто, кто-то пятьсот, кто-то тысячу рублей, кто-то двадцать, кто-то пятьдесят. И очень быстро была набрана сумма, которая позволила полностью подготовить квартиру к заселению.

«Из ниоткуда появлялись люди, которые помогали временем и руками. За день до приезда мы всю ночь гладили и подшивали шторы, а по приезду разбирали машину детских вещей, развешивали по вешалкам и шкафчикам», — делится Татьяна
В итоге получилась «шкатулка», наполненная всем необходимым для жизни вплоть до чайников, утюгов, посуды, компьютеров, духов, книг, бус…

За день до того, как ребята должны были въехать, мы с нашей дочкой стали разбирать вещи, тут же она вышла во двор, нарисовались какие-то другие дети, все вместе они набились в эту квартиру, зашли какие-то кошки, засели на кроватях.

Дети говорили: «Это самая красивая квартира в Киржаче, поверить не могу, что всё это происходит». Соседи сказали, что тоже хотят сделать ремонт, и просили подсказать, а где это, а где то… Это была просто феерия!

Детская в отремонтированной квартире
Двухъярусная кровать, два полноценных рабочих места и шкаф для одежды стали базой для создания уютной детской

Ну и, конечно, эмоции, которые мы от этого получили, не измерить ничем. Мы поддерживаем отношения с усыновившей детей девушкой и самими ребятами, переписываемся время от времени. Количество людей, которое во всё это включилось, меня просто потрясло. Есть люди, которые по тем или иным причинам не успели поучаствовать, они до сих мне пишут и звонят: «Давай, сделай что-нибудь ещё, я поучаствую!»

Интерьеры «на вырост»

D4U: Как вы формулируете для себя — в чём смысл вашей работы, зачем вы ею занимаетесь?

Т. Х.: Я давно осознала, что не могу изменить этот мир и повлиять на глобальные события, но мне хватит одной жизни, чтобы создать какое-то количество прекрасных интерьеров, где люди станут счастливее.

Д. Х.: Интерьеры часто меняют людей в лучшую сторону.

Мы делаем интерьеры с опережением, чуть-чуть «на вырост». Часто люди хотят в своих домах не то, что у них было, а то, что у них будет. В этом смысле мы немного провидцы и оракулы, творим их будущее.

Т. Х.: Мы стараемся, может быть, немножко больше внести смысла через пространство, обратить взгляд в сторону искусства. У меня был классный отзыв от ребят, у которых была огромная коллекция искусства советского времени, около пятидесяти предметов, она вся даже не уместилась в квартиру, и они сказали, что за время работы с нами познакомились с таким количеством современных художников, керамистов, скульпторов, антикваров, что стали ещё большими коллекционерами, чем были.

Интерьер для людей, увлечённых искусством и имеющих внушительную коллекцию русской живописи XX века, архитекторы дополнили работами современных авторов, что разбавило «музейный» вид квартиры. Проект «ЖК “Литератор”», Москва, 2017 год. Архитекторы Дмитрий и Татьяна Хорошевы
Заказчики этого проекта хотели, чтобы интерьер напоминал старую московскую усадьбу, но одновременно мечтали жить в современном комфортном пространстве. Проект «ЖК “Литератор”», Москва, 2017 год. Архитекторы Дмитрий и Татьяна Хорошевы
Перед архитекторами стояла задача «поженить» старое и новое, деликатно процитировать традиционную стилистику, сделать так, чтобы классицизм прозвучал в минимализме. Проект «ЖК “Литератор”», Москва, 2017 год. Архитекторы Дмитрий и Татьяна Хорошевы

Д. Х.: У другого заказчика, после того как мы закончили его большой дом, отзыв был такой: «У меня поменялся мир, сейчас совсем всё по-другому. Я дышу по-другому. После того, как мы переехали, я возвращался в старое жильё один раз, только чтобы забрать вещи, потому что, оказывается, есть другой мир».

Т. Х.: Были привычные квартиры и дачи, они были хорошими, но здесь немножко изменился масштаб. И дело не в размере дома, а именно в пропорциях, в количестве искусства, в решениях. Это то, что меняет качество жизни. Мы очень вкладываем душу в то, что делаем.

Д. Х.: А без этого не имеет смысла. Лучше колёса продавать.

Т. Х.: Фейерверки. Мы выяснили, что в городе Жуковском продажа фейерверков приносит большую прибыль, чем архитектурное бюро.

На обложке и в статье: фото Lighthouse Group

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Новости
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Дизайн для тебя
27 Апр 2024
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Фотоподборки
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Екатерина Павлова
26 Апр 2024
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Видео
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Новости
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Тренды
«Красная горка»: как в России делают деревянные окна премиального качества
Мария Орехова
24 Апр 2024
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Советы и идеи
Три кита экономии на коммунальных платежах: как уменьшить счета за электричество, отопление и воду
Андрей Донец
24 Апр 2024
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Новости
Daydreaming Objects: винтажные светильники из натурального воска
Дизайн для тебя
23 Апр 2024
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
DIY
Без грязи и разводов: как эффективно и качественно отмыть окна после зимы
Андрей Донец
22 Апр 2024
Как выбрать световую температуру помещения
Видео
Как выбрать световую температуру помещения
Дизайн для тебя
22 Апр 2024
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Новости
Итальянский керамист Эльвио Саньелла принял участие в знаковом китайском форуме фарфора и керамики в городе Цзиндэчжэнь
Дизайн для тебя
20 Апр 2024
Российский форум индустрии дизайна пройдёт 18–19 апреля
Новости
Российский форум индустрии дизайна пройдёт 18–19 апреля
Дизайн для тебя
18 Апр 2024
Как обустроить удобную бьюти-зону
Видео
Как обустроить удобную бьюти-зону
Дизайн для тебя
18 Апр 2024
загрузить еще