«Футуристичные светлячки». «Как же я обожаю светильники Bezhko! Знакома с ними несколько лет и ставила в уже 2 своих проекта». «Необыкновенные светильники, смотрятся волшебно». «Хочется стать дизайнером, когда видишь такую красоту»... — эти и подобные комментарии в обилии сопровождают презентацию модельного ряда светильников Bezhko на их канале в Youtube.
За что заказчики и дизайнеры так любят этот российский бренд? Как Bezhko удаётся создавать трендовые светильники на протяжении вот уже 10 лет? Каким они видят световой дизайн в будущем? Поговорили об этом с основателем и главным инженером компании Анатолием Бежко и ведущим дизайнером Алексеем Полаем.
Анатолий Бежко
главный инженер, основатель Bezhko, дизайнер
Алексей Полай
дизайнер интерьеров, предметный дизайнер, архитектор
Из инженерии радиоэлектроники в дизайн света
D4U: Хорошее современное освещение создаёт особую — загадочную, завораживающую — атмосферу. И, помимо функциональности, становится своеобразным философским высказыванием. В вашем случае — каким? Какое послание миру несут ваши модели светильников?
Анатолий Бежко: Мы хотим делать мир вокруг более красивым и интересным. Но сохраняя при этом функционал и качество света на высоком уровне. То, что мы создаём, — это прежде всего структура и дизайн в определённом инженерном решении.
Наше главное послание миру — это функциональность и красота.
D4U: В детстве вы хотели конструировать самолёты, позже стали инженером радиоэлектроники, но ничто не предвещало, что вы начнёте создавать интерьерный свет. Расскажите про свой первый светильник — как он родился?
Анатолий Бежко: Я всегда мечтал, чтобы рядом с кабинетом у меня была мастерская, где я смогу реализовывать свои задумки. И в какой-то момент поймал себя на мысли, что у меня под боком не мастерская, а огромное производство. Поначалу мы покупали и продавали свет, хотели что-то сделать своими руками, а в итоге организовали более глобальный проект.
Чтобы запустить собственное производство, мы перелопатили очень много технологий и моделей, но все они мне и нравились, и не нравились. В какой-то момент пришёл архитектор Алексей Полай, который занимался тогда дизайном учебного корпуса в Смольном: он нарисовал светильник для проекта реконструкции одного из интерьеров и попросил, чтобы мы нашли что-то подобное. Я ответил, что привезти мы его точно ниоткуда не сможем, но я могу попробовать его создать.
Алексей Полай: В классический исторический интерьер сложно подобрать светильник: либо это тоже будет что-то историческое, либо «новодел», либо «хай-тек». Светильники для интерьера Смольного должны были располагаться на потолочных сводах анфилады учебного корпуса. Анфилада, объединённая арочными проёмами, образовывала удивительно красивую, протяженную перспективу. Самодостаточную и цельную. Поскольку информация о замысле автора не сохранилась, у меня была возможность предложить собственное решение. Любые бронзовые или стеклянные светильники оказались бы массивными и в перспективе сливались бы в единую массу, мешая восприятию архитектуры. Родился образ воздушных, полупрозрачных конструкций, едва читаемых и лёгких.
Так возникла идея проволочного светильника, который по форме отсылал бы к классике, но по своему исполнению был хайтечным. Чтобы не мешать восприятию исторической архитектуры, он должен был давать достаточно света и в то же время быть воздушным, прозрачным.
Анатолий Бежко: Мы как бы случайно начали заниматься проволочной структурой, чтобы сделать первую модель, и для меня она оказалась очень близка по моему образованию и детским мечтам. Когда мы продали свой первый светильник — это было для нас что-то невообразимое, просто космический стимул. С этого момента мы поймали волну и из хаотичных мыслей создали ряд моделей со своим дизайном и инженерным решением.
Нитевидные светильники: предвосхитить тренд
D4U: В 2017-18 годах на миланской выставке iSaloni, по которой сверяют тренды в индустрии интерьерного дизайна, бросалось в глаза, что светильники у большинства производителей были округлой формы — то есть шары, сферы, круги. Подвесные, в группах или поодиночке, но в них всегда читался акцент на сферичность и отсыл к стилистике 1950-60 годов с её минималистичностью, сдержанностью и в то же время мягкостью, которую придаёт округлая форма. Если посмотреть на то, что производители стали делать в последние пару лет, это преимущественно светильники-нити. Как вам удалось предвосхитить тренд на них? Ведь вы стали делать свои архитектурные нитевидные модели из проволоки и диодов лет за 8 до того, как это стало популярно на дизайнерских выставках.
Анатолий Бежко: Этот тренд возник не из ниоткуда. Мы его сами сформировали. Без наших светильников и на них похожих не было бы и тренда. Но мы, конечно, бессознательно все мыслим в одном треке, потому что есть время, есть технологии.
Когда начинаешь делать то, что ты хочешь, то, что тебе нравится, ты попадаешь в трендовую для данного момента и места историю.
Для нас очень важно, чтобы технологии производства были ультрасовременными, потому что они формируют продукт будущего. Мы не должны застревать на лампочках накаливания. Они хороши, у них есть ряд преимуществ, но те минусы, которыми они, как оказалось, обладают, нивелируют новые технологии. Новые технологии — это что: малогабаритный и лёгкий источник света, низкое энергопотребление, высокая цветопередача.
Из лампочек накаливания мы бы не собрали настолько безопасную, лёгкую и универсальную конструкцию.
Алексей Полай: Нитевидные светильники — та ниша, которую рынок ещё не заполнил, поэтому на них сохраняется тренд. Но если изучить весь рынок светильников, будет видно, что модели Bezhko выгодно отличаются тем, что у них мало конкурентов, сопоставимых по дизайну и качеству инженерии.
Чистота формы: прутки + диоды
D4U: Bezhko не раз награждали на различных конкурсах за продвинутые инженерные решения и дизайн. В чём суть этих решений?
Анатолий Бежко: Мы делаем светильники из прутка и диодов. И когда появляются диоды, появляются провода, узлы — детали, от которых хочется избавиться. Наша задача — создать такой светильник, где нет лишних проводов, пересечений и точек. У нас провод подводится в каком-то одном месте, и электричество идёт по корпусу светильника, давая напряжение на каждый диод равномерно. Технологически это сложно.
С точки зрения дизайна зарубежные разработки хороши. Но с точки зрения инженерии мы сильнее любой европейской фабрики — у нас школа другая, советская. У них одни связи дублируют другие. Визуально красиво, но форму можно сделать намного чище.
Классика и современность — уместная эклектика
D4U: Что дизайн Bezhko привносит в классический интерьер? Чем его оттеняет? Почему, несмотря на свою ультрасовременность, органично в нём выглядит?
Алексей Полай: Все наши модели объединяет технология исполнения, которая, независимо от формы светильника, однозначно относится к стилистике хай-тек. Не случайно дизайнеры и архитекторы используют современные светильники в классике. Хай-тек идеально встраивается в исторический интерьер, не вызывая диссонанса. Примеры этого мы можем наблюдать в большей части музейной подсветки. Но, в отличие от «технического» света, используемого в музеях, светильники Bezhko имеют свой уникальный характер, дополняющий, а не спорящий со стилистикой интерьера.
Сочетание классики и ультрасовременного в дизайне или в архитектуре — это уместная эклектика. В этом нет китча. И за счёт того, что сами светильники очень лёгкие и воздушные, они не привносят слишком много, не мешают лицезреть потолки с лепниной, роспись.
Вообще, этот приём достаточно распространённый, если смотреть на архитектуру исторической Европы, где законодательство не позволяет строить в историческом центре реплики, потому что это размывает время. Можно только что-то современное, чтобы на контрасте оно дополняло и подчеркивало красоту аутентичной архитектуры и не было фальши, когда мы пытаемся что-то воссоздать, но уже совсем другими подходами. Здесь то же самое.
Каждому интерьеру — своя модель
D4U: Можно ли сказать, что ваши светильники удачно вписываются в любые стили интерьера, или преимущественно в классику, минимализм и современный стиль?
Алексей Полай: На ваш вопрос можно ответить так: «Если в вашем интерьере уместно присутствие хай-тек, то мы точно сможем подобрать подходящую модель!» Я с большим удовольствием проектирую модели, форма которых даёт отсылку к классике, и считаю, что они идеально подходят для дворцовых интерьеров.
Естественно, что для любой стилистики можно подобрать модель, и эта концепция рождается совместно с архитектором, автором проекта. Иногда не быстро рождается, потому что сами авторы сомневаются, им надо понять-почувствовать, иногда при создании светильника возникают технические сложности. У нас многие модели появились благодаря таким запросам.
Визитная карточка
D4U: Как известно, визитной карточкой Большого театра, помимо балета и сцены, является люстра. Визитной карточкой какого пространства вам бы хотелось сделать светильники Bezhko?
Анатолий Бежко: Я бы очень хотел, чтобы наши изделия были в Лахта Центре. Это было бы намного дешевле, чем другие разработки, и выглядело бы намного лучше, чем то, что там предлагалось. Я это точно вижу и знаю.
Что ещё? — освещение для храмов. Византийский стиль — очень крутой, но мы сделали современный свет в храм Анненкирхе, и в нём всегда много молодежи. Возможно, в этом есть и наша заслуга. Молодые люди часто фотографируются там, и через одну — фото с нашей люстрой.
Современный скандинавский дизайн делал Михаил Александрович Мамошин в храме в Колпино, и наши светильники в скандинавском стиле очень хорошо сочетаются с атмосферой пространства.
Дом Пашкова в Санкт-Петербурге — хорошая визитная карточка, но туда сложно попасть с улицы, экскурсии только по записи. Внутри огромные дворцовые интерьеры в барочном стиле а-ля Эрмитаж. Наши светильники там очень красиво висят. И что важно — там потолки из папье-маше, и чтобы не было нагрузки, светильники должны быть очень лёгкими. Там невозможно повесить светильник из литой бронзы, а наш два на два метра весит всего 5,5 кг.
Свет будущего
D4U: Каким, по-вашему, будет интерьерный свет в ближайшее десятилетие? В какую сторону движется светодизайн в целом?
Алексей Полай: Тенденции в свете, мебели и вообще любом промышленном дизайне до пандемии почти не менялись. Проблемы 2019 года были таковы: очень сильный темп для дизайнеров, для инноваций. Поэтому в последние годы едешь на выставки в Милан и понимаешь, что там нет вообще ничего нового. Никто ничего не придумал. Формально это нужно было сделать, фабрикам ставились задачи: к следующему году подготовить новую коллекцию. Но, по сути, её высасывали из пальца.
Гениальные идеи бывают раз в 10 лет, они взрывают рынок, но их нельзя создать искусственно.
Когда началась пандемия, многие серьёзные фабрики выдохнули: «Слава богу, не надо к следующему году продолжать эту безумную вакханалию». А так идёт перерисовывание каких-то форм, копирование себя и других, отсылки исторические, и всё это превращается в игру.
Анатолий Бежко: Мне кажется, будущее за биодизайном.
Всё уйдет в самосветящиеся формы. В этом есть и плюсы, и минусы. И это будет массовый дизайн.
Что касается состоятельных — они будут то же самое использовать: классику, неоклассику, что-то, может быть, ещё, смотря куда мы идём. Если в идеальное общество как цивилизация, это один сценарий. Если нас опять погрузят в прошлое, может быть, мы в романский стиль окунёмся и будем колёса с лампочками вешать. Не знаю (смеётся).
D4U: Назвать компанию своим именем и вывести бренд под ним на рынок — смело и ответственно. С чем вы хотите, чтобы Bezhko ассоциировали через 5 лет? В чём ваша новая высота?
Анатолий Бежко: Это была не моя идея — назвать компанию своим именем. Но мне она понравилась. Мы долго думали и, по большому счёту, все варианты названий были какой-то ерундой. Слово “Bezhko” отражает мою личность — человека, который отвечает за качество и дизайн продукта. Что касается новой высоты: я считаю, что если мы перейдем в плоскость более профессионального промышленного дизайна, это будет круто. Но пока не буду говорить, что хочу сделать в дальнейшем. Всё, что нас окружает в быту, — это и есть промышленный дизайн: красота и технологичность, которые придумывает человек.
Наша задача — идти к тому, чтобы всё, что нас окружает, было красивым. Стараться участвовать в этих процессах и формировать красоту. Формировать тренд на красоту.
На обложке: светильник Bezhko — FONTAN, фото со съёмки каталога 2020 г.
Комментарии