D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru
партнерский материал

«Футуристичные светлячки». «Как же я обожаю светильники Bezhko! Знакома с ними несколько лет и ставила в уже 2 своих проекта». «Необыкновенные светильники, смотрятся волшебно». «Хочется стать дизайнером, когда видишь такую красоту»... — эти и подобные комментарии в обилии сопровождают презентацию модельного ряда светильников Bezhko на их канале в Youtube.

За что заказчики и дизайнеры так любят этот российский бренд? Как Bezhko удаётся создавать трендовые светильники на протяжении вот уже 10 лет? Каким они видят световой дизайн в будущем? Поговорили об этом с основателем и главным инженером компании Анатолием Бежко и ведущим дизайнером Алексеем Полаем.

Главный инженер и основатель Bezhko Анатолий Бежко

Анатолий Бежко

главный инженер, основатель Bezhko, дизайнер

Дизайнер интерьеров и архитектор Алексей Полай

Алексей Полай

дизайнер интерьеров, предметный дизайнер, архитектор

Из инженерии радиоэлектроники в дизайн света

D4U: Хорошее современное освещение создаёт особую — загадочную, завораживающую — атмосферу. И, помимо функциональности, становится своеобразным философским высказыванием. В вашем случае — каким? Какое послание миру несут ваши модели светильников?

Анатолий Бежко: Мы хотим делать мир вокруг более красивым и интересным. Но сохраняя при этом функционал и качество света на высоком уровне. То, что мы создаём, — это прежде всего структура и дизайн в определённом инженерном решении.

Наше главное послание миру — это функциональность и красота.

Модель BALLET, напоминающая формой изящную балетную пачку. Дизайн — Алексей Полай, инженерное решение — Анатолий Бежко

D4U: В детстве вы хотели конструировать самолёты, позже стали инженером радиоэлектроники, но ничто не предвещало, что вы начнёте создавать интерьерный свет. Расскажите про свой первый светильник — как он родился?

Анатолий Бежко: Я всегда мечтал, чтобы рядом с кабинетом у меня была мастерская, где я смогу реализовывать свои задумки. И в какой-то момент поймал себя на мысли, что у меня под боком не мастерская, а огромное производство. Поначалу мы покупали и продавали свет, хотели что-то сделать своими руками, а в итоге организовали более глобальный проект.

Все модели на производстве собираются вручную
Здание, в котором c 2022 года расположено производство светильников

Чтобы запустить собственное производство, мы перелопатили очень много технологий и моделей, но все они мне и нравились, и не нравились. В какой-то момент пришёл архитектор Алексей Полай, который занимался тогда дизайном учебного корпуса в Смольном: он нарисовал светильник для проекта реконструкции одного из интерьеров и попросил, чтобы мы нашли что-то подобное. Я ответил, что привезти мы его точно ниоткуда не сможем, но я могу попробовать его создать.

CROSSFIRE — светильник, с которого в 2012 году началась история компании Bezhko. Собранный «на коленке» и не покоривший в своё время сердце заказчиков, он стал основой для разработки целой линейки каркасных светильников. Дизайн — Алексей Полай, инженерное решение — Анатолий Бежко

Алексей Полай: В классический исторический интерьер сложно подобрать светильник: либо это тоже будет что-то историческое, либо «новодел», либо «хай-тек». Светильники для интерьера Смольного должны были располагаться на потолочных сводах анфилады учебного корпуса. Анфилада, объединённая арочными проёмами, образовывала удивительно красивую, протяженную перспективу. Самодостаточную и цельную. Поскольку информация о замысле автора не сохранилась, у меня была возможность предложить собственное решение. Любые бронзовые или стеклянные светильники оказались бы массивными и в перспективе сливались бы в единую массу, мешая восприятию архитектуры. Родился образ воздушных, полупрозрачных конструкций, едва читаемых и лёгких.

Так возникла идея проволочного светильника, который по форме отсылал бы к классике, но по своему исполнению был хайтечным. Чтобы не мешать восприятию исторической архитектуры, он должен был давать достаточно света и в то же время быть воздушным, прозрачным.

Светильник CROSSFIRE в форме перевёрнутого алмаза. Ресторан “THE TOY”, г. Москва. Проект — ARCHPOINT. Фото — Ольга Мелекесцева

Анатолий Бежко: Мы как бы случайно начали заниматься проволочной структурой, чтобы сделать первую модель, и для меня она оказалась очень близка по моему образованию и детским мечтам. Когда мы продали свой первый светильник — это было для нас что-то невообразимое, просто космический стимул. С этого момента мы поймали волну и из хаотичных мыслей создали ряд моделей со своим дизайном и инженерным решением.

Модель FIREBALL. Дизайн — Алексей Полай, инженерное решение — Анатолий Бежко

Нитевидные светильники: предвосхитить тренд

D4U: В 2017-18 годах на миланской выставке iSaloni, по которой сверяют тренды в индустрии интерьерного дизайна, бросалось в глаза, что светильники у большинства производителей были округлой формы — то есть шары, сферы, круги. Подвесные, в группах или поодиночке, но в них всегда читался акцент на сферичность и отсыл к стилистике 1950-60 годов с её минималистичностью, сдержанностью и в то же время мягкостью, которую придаёт округлая форма. Если посмотреть на то, что производители стали делать в последние пару лет, это преимущественно светильники-нити. Как вам удалось предвосхитить тренд на них? Ведь вы стали делать свои архитектурные нитевидные модели из проволоки и диодов лет за 8 до того, как это стало популярно на дизайнерских выставках.

Анатолий Бежко: Этот тренд возник не из ниоткуда. Мы его сами сформировали. Без наших светильников и на них похожих не было бы и тренда. Но мы, конечно, бессознательно все мыслим в одном треке, потому что есть время, есть технологии.

Когда начинаешь делать то, что ты хочешь, то, что тебе нравится, ты попадаешь в трендовую для данного момента и места историю.

Модель CASCADE из латуни. Дизайн — Ольга Подольская, инженерное решение — Анатолий Бежко. Фото — Юлия Зотова

Для нас очень важно, чтобы технологии производства были ультрасовременными, потому что они формируют продукт будущего. Мы не должны застревать на лампочках накаливания. Они хороши, у них есть ряд преимуществ, но те минусы, которыми они, как оказалось, обладают, нивелируют новые технологии. Новые технологии — это что: малогабаритный и лёгкий источник света, низкое энергопотребление, высокая цветопередача.

Из лампочек накаливания мы бы не собрали настолько безопасную, лёгкую и универсальную конструкцию.

Модель MANTA. Дизайн — Алексей Полай, инженерное решение — Анатолий Бежко. Квартира в ЖК «Леонтьевский мыс», Санкт-Петербург. Проект — Пётр Сергеев. Фото — Арсений Паливода

Алексей Полай: Нитевидные светильники — та ниша, которую рынок ещё не заполнил, поэтому на них сохраняется тренд. Но если изучить весь рынок светильников, будет видно, что модели Bezhko выгодно отличаются тем, что у них мало конкурентов, сопоставимых по дизайну и качеству инженерии.

Чистота формы: прутки + диоды

D4U: Bezhko не раз награждали на различных конкурсах за продвинутые инженерные решения и дизайн. В чём суть этих решений?

Анатолий Бежко: Мы делаем светильники из прутка и диодов. И когда появляются диоды, появляются провода, узлы — детали, от которых хочется избавиться. Наша задача — создать такой светильник, где нет лишних проводов, пересечений и точек. У нас провод подводится в каком-то одном месте, и электричество идёт по корпусу светильника, давая напряжение на каждый диод равномерно. Технологически это сложно.

С точки зрения дизайна зарубежные разработки хороши. Но с точки зрения инженерии мы сильнее любой европейской фабрики — у нас школа другая, советская. У них одни связи дублируют другие. Визуально красиво, но форму можно сделать намного чище.

Модель TUCHA. Дизайн, инженерное решение — Анатолий Бежко. Квартире в ЖК «Дом на Московской», Санкт-Петербург. Проект — Мария Длугоборская. Фото — Иван Сорокин

Классика и современность — уместная эклектика

D4U: Что дизайн Bezhko привносит в классический интерьер? Чем его оттеняет? Почему, несмотря на свою ультрасовременность, органично в нём выглядит?

Алексей Полай: Все наши модели объединяет технология исполнения, которая, независимо от формы светильника, однозначно относится к стилистике хай-тек. Не случайно дизайнеры и архитекторы используют современные светильники в классике. Хай-тек идеально встраивается в исторический интерьер, не вызывая диссонанса. Примеры этого мы можем наблюдать в большей части музейной подсветки. Но, в отличие от «технического» света, используемого в музеях, светильники Bezhko имеют свой уникальный характер, дополняющий, а не спорящий со стилистикой интерьера.

Сочетание классики и ультрасовременного в дизайне или в архитектуре — это уместная эклектика. В этом нет китча. И за счёт того, что сами светильники очень лёгкие и воздушные, они не привносят слишком много, не мешают лицезреть потолки с лепниной, роспись.

Модель TORNADO. Дизайн, инженерное решение — Анатолий Бежко. Классический интерьер гранд-отеля «Европа», г. Санкт-Петербург
Модель FONTAN. Дизайн — Алексей Полай, инженерное решение — Анатолий Бежко. Исторический интерьер Департамента уделов (Дом Пашкова), г. Санкт-Петербург

Вообще, этот приём достаточно распространённый, если смотреть на архитектуру исторической Европы, где законодательство не позволяет строить в историческом центре реплики, потому что это размывает время. Можно только что-то современное, чтобы на контрасте оно дополняло и подчеркивало красоту аутентичной архитектуры и не было фальши, когда мы пытаемся что-то воссоздать, но уже совсем другими подходами. Здесь то же самое.

Каскадное расположение светильников TOR разных размеров. Дизайн, инженерное решение — Анатолий Бежко. Бар-библиотека в отеле «Изумрудный лес», Московская область

Каждому интерьеру — своя модель

D4U: Можно ли сказать, что ваши светильники удачно вписываются в любые стили интерьера, или преимущественно в классику, минимализм и современный стиль?

Алексей Полай: На ваш вопрос можно ответить так: «Если в вашем интерьере уместно присутствие хай-тек, то мы точно сможем подобрать подходящую модель!» Я с большим удовольствием проектирую модели, форма которых даёт отсылку к классике, и считаю, что они идеально подходят для дворцовых интерьеров.

Модель FONTAN в современном интерьере с элементами классики. Частная квартира в Москве. Проект — CHI Design. Фото — Дмитрий Цыренщиков
Модель TOR. Квартира в современном стиле в ЖК «Леонтьевский мыс». Проект — Татьяна Андреева. Фото — Надежда Лактионова

Естественно, что для любой стилистики можно подобрать модель, и эта концепция рождается совместно с архитектором, автором проекта. Иногда не быстро рождается, потому что сами авторы сомневаются, им надо понять-почувствовать, иногда при создании светильника возникают технические сложности. У нас многие модели появились благодаря таким запросам.

Модель SIRIUS. Дизайн — Мария Смирнова, инженерное решение — Анатолий Бежко. Квартира в ЖК «Дом на Московской» в Петербурге. Проект — Мария Длугоборская. Фото — Иван Сорокин

Визитная карточка

D4U: Как известно, визитной карточкой Большого театра, помимо балета и сцены, является люстра. Визитной карточкой какого пространства вам бы хотелось сделать светильники Bezhko?

Анатолий Бежко: Я бы очень хотел, чтобы наши изделия были в Лахта Центре. Это было бы намного дешевле, чем другие разработки, и выглядело бы намного лучше, чем то, что там предлагалось. Я это точно вижу и знаю.

Модель TOWER в виде Лахта Центра в Петербурге. Дизайн, инженерное решение — Анатолий Бежко

Что ещё? — освещение для храмов. Византийский стиль — очень крутой, но мы сделали современный свет в храм Анненкирхе, и в нём всегда много молодежи. Возможно, в этом есть и наша заслуга. Молодые люди часто фотографируются там, и через одну — фото с нашей люстрой.

Модель FONTAN в лютеранской церкви Святой Анны в Петербурге. Фото — Мария Ситник

Современный скандинавский дизайн делал Михаил Александрович Мамошин в храме в Колпино, и наши светильники в скандинавском стиле очень хорошо сочетаются с атмосферой пространства.

Световая инсталляция в виде креста в Малом храме Сошествия Святого Духа, г. Колпино

Дом Пашкова в Санкт-Петербурге — хорошая визитная карточка, но туда сложно попасть с улицы, экскурсии только по записи. Внутри огромные дворцовые интерьеры в барочном стиле а-ля Эрмитаж. Наши светильники там очень красиво висят. И что важно — там потолки из папье-маше, и чтобы не было нагрузки, светильники должны быть очень лёгкими. Там невозможно повесить светильник из литой бронзы, а наш два на два метра весит всего 5,5 кг.

Модель ARENA 3 в интерьере Департамента уделов (Дом Пашкова), г. Санкт-Петербург

Свет будущего

D4U: Каким, по-вашему, будет интерьерный свет в ближайшее десятилетие? В какую сторону движется светодизайн в целом?

Алексей Полай: Тенденции в свете, мебели и вообще любом промышленном дизайне до пандемии почти не менялись. Проблемы 2019 года были таковы: очень сильный темп для дизайнеров, для инноваций. Поэтому в последние годы едешь на выставки в Милан и понимаешь, что там нет вообще ничего нового. Никто ничего не придумал. Формально это нужно было сделать, фабрикам ставились задачи: к следующему году подготовить новую коллекцию. Но, по сути, её высасывали из пальца.

Гениальные идеи бывают раз в 10 лет, они взрывают рынок, но их нельзя создать искусственно.

Модель TETRIS SPOT может быть как встраиваемым светильником, так и настольной лампой. Дизайн — Майя Прохорова, инженерное решение — Анатолий Бежко

Когда началась пандемия, многие серьёзные фабрики выдохнули: «Слава богу, не надо к следующему году продолжать эту безумную вакханалию». А так идёт перерисовывание каких-то форм, копирование себя и других, отсылки исторические, и всё это превращается в игру.

Анатолий Бежко: Мне кажется, будущее за биодизайном.

Всё уйдет в самосветящиеся формы. В этом есть и плюсы, и минусы. И это будет массовый дизайн.

Что касается состоятельных — они будут то же самое использовать: классику, неоклассику, что-то, может быть, ещё, смотря куда мы идём. Если в идеальное общество как цивилизация, это один сценарий. Если нас опять погрузят в прошлое, может быть, мы в романский стиль окунёмся и будем колёса с лампочками вешать. Не знаю (смеётся).

Модель DOM. Дизайн — Алексей Полай, инженерное решение — Анатолий Бежко. Проект — Insomnia Design. Фото — Елизавета Гуровская

D4U: Назвать компанию своим именем и вывести бренд под ним на рынок — смело и ответственно. С чем вы хотите, чтобы Bezhko ассоциировали через 5 лет? В чём ваша новая высота?

Анатолий Бежко: Это была не моя идея — назвать компанию своим именем. Но мне она понравилась. Мы долго думали и, по большому счёту, все варианты названий были какой-то ерундой. Слово “Bezhko” отражает мою личность — человека, который отвечает за качество и дизайн продукта. Что касается новой высоты: я считаю, что если мы перейдем в плоскость более профессионального промышленного дизайна, это будет круто. Но пока не буду говорить, что хочу сделать в дальнейшем. Всё, что нас окружает в быту, — это и есть промышленный дизайн: красота и технологичность, которые придумывает человек.

Наша задача — идти к тому, чтобы всё, что нас окружает, было красивым. Стараться участвовать в этих процессах и формировать красоту. Формировать тренд на красоту.

На обложке: светильник Bezhko — FONTAN, фото со съёмки каталога 2020 г.

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Португальский дизайнер Рикардо Са создал стол с лежанкой для кошки
Новости
Португальский дизайнер Рикардо Са создал стол с лежанкой для кошки
Дизайн для тебя
4 Мая 2024
Уличная мебель для сада, террасы, балкона: 60 вдохновляющих идей для обустройства открытых пространств
Фотоподборки
Уличная мебель для сада, террасы, балкона: 60 вдохновляющих идей для обустройства открытых пространств
Мария Орехова
3 Мая 2024
Сколько стоит ремонт в санузле
Видео
Сколько стоит ремонт в санузле
Дизайн для тебя
2 Мая 2024
Объявлены победители юбилейной премии Design.now
Новости
Объявлены победители юбилейной премии Design.now
Дизайн для тебя
2 Мая 2024
Постирочная — это модно: особенности, варианты наполнения и примеры проектов
Тренды
Постирочная — это модно: особенности, варианты наполнения и примеры проектов
Александра Михеева
1 Мая 2024
Союз архитекторов России огласил тему фестиваля «Зодчество» в 2024 году
Новости
Союз архитекторов России огласил тему фестиваля «Зодчество» в 2024 году
Дизайн для тебя
30 Апр 2024
Проекты архитектурного дизайнера Ильи Сологубовского
Видео
Проекты архитектурного дизайнера Ильи Сологубовского
Дизайн для тебя
29 Апр 2024
Как украсить квартиру к Пасхе: советы декоратора
Советы и идеи
Как украсить квартиру к Пасхе: советы декоратора
Александра Михеева
29 Апр 2024
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Новости
Бренд TKANO выпустил коллекцию текстиля с народным орнаментом
Дизайн для тебя
27 Апр 2024
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Фотоподборки
Американский стиль в интерьере домов и квартир: 33 примера из кино и жизни
Екатерина Павлова
26 Апр 2024
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Видео
Вытяжка на кухне: полезные советы при выборе
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Новости
Началась масштабная реставрация петербургского Дома радио
Дизайн для тебя
25 Апр 2024
загрузить еще