Часто освещению в доме отводят второстепенную роль. Что совершенно неправильно — считает итальянский архитектор и дизайнер по свету Маурицио Лай. Его архитектурная студия специализируется на создании жилых и коммерческих объектов, в которых свет — основа дизайна.
Поговорили с Маурицио о том, почему люстра из потолка — это плохо, что делать, если нарушена инсоляция, по каким принципам организовать освещение в разных комнатах и каковы главные тренды в освещении интерьеров в 2022 году.
Маурицио Лай
дизайнер, архитектор
Основатель архитектурной студии Maurizio Lai Architects. По первому образованию кинооператор, театральный и телевизионный художник по свету. Специализируется на проектировании и световом дизайне коммерческих, гостиничных и жилых интерьеров в Америке, Азии, Европе, на Ближнем Востоке.
Сначала был свет
D4U: Что такое «световой дизайн» и какова роль света в интерьере?
Маурицио Лай (М. Л.): Всегда повторяю одну мысль, которую не я придумал: если бы не было света, не было бы ни форм, ни архитектуры. И когда освещению в интерьер отдают второстепенную роль, я с этим совершенно не согласен.
Свет — необходимый элемент для обозначения форм и объёма в пространстве. Свет — одно из условий существования в мире, подобном нашему.
По первой профессии я кинооператор и много лет сотрудничал с итальянскими телеканалами. Как правило, на сцене не было ничего — только белый экран и некие нейтральные формы и объёмы, а вся магия создавалась благодаря проектору и свету. Это было волшебно. Я также работал со сценографией на концертах Васко Росси (знаменитый итальянский рок-исполнитель — прим. D4U) — до начала шоу на сцене виден только скромный белый экран, а потом за счёт света этот экран уносит вас в сказку.
Этот опыт работы сформировал мой подход к освещению интерьеров. Последние 20 лет я создаю искусственное освещение для общественных и коммерческих пространств, где собирается много людей, и для частных домов. И вот что думаю.
Проект внутреннего помещения любого типа здания должен всегда создаваться рука об руку с проектом его освещения. Неправильно оставлять планировку освещения на последний момент.
Работа архитектора — динамичная, творческая, комплексная, когда всё планируется и видится как единое целое. Грамотно спланированное освещение способно влиять на настроение обитателей дома и сильно менять его.
Как «тёплый» и «холодный» свет влияют на самочувствие
D4U: Известно, что температура света влияет на психологическое состояние человека, активизирует организм или, напротив, расслабляет. Как искусственный свет разной температуры — «тёплой» и «холодной» — влияет на наше самочувствие?
М. Л.: В «тёплых» оранжевых и жёлтых оттенках легко пробуждаться, они настраивают на положительный лад, их хорошо использовать утром и вечером из-за успокаивающего эффекта. Источники света с нейтральным белым — «холодным» светом — идеальны для помещений, в которых много работают. Такие оттенки близки к полуденному солнечному свету, поэтому организм воспринимает их как сигнал к активности. И «тёплый» и «холодный» свет важно использовать по назначению. Кстати, «тёплый» и «холодный» свет можно смешивать в рамках одного пространства для того, чтобы его зонировать. Для коммерческой недвижимости и публичных пространств — это частый приём.
Почему потолочная люстра в центре комнаты — это плохо
D4U: Планируя подсветку интерьера, на что вы в первую очередь обращаете внимание?
М. Л.: Искусственный свет в помещениях компенсирует то, что естественный свет в течение дня не способен покрыть. И зачастую, когда планируют дом или квартиру, в каждой комнате размещают центральный источник света — люстру посреди потолка. Но свет такого рода, хотя и функциональный, не всегда создаёт приятную атмосферу. Когда же перед тобой, например, свеча — если ты посмотришь на себя в зеркало, ты заметишь, что выглядишь красивее: свет свечи мягкий, жёлтый, и озаряет снизу.
Этот принцип — обильную подсветку из разных точек пространства светом нужной температуры и, как правило, низкой мощности — я постоянно использую в жилых и общественных интерьерах.
Дом — это самое интимное место для человека, убежище, в котором он возвращается к себе самому. Создать атмосферу интимности можно в том числе с помощью света.
Уже много лет, как я не проектирую свет, исходящий с центра потолка. Большинство ламп в доме я рекомендую размещать внизу.
Светодиодные ленты как способ создать атмосферу уюта
D4U: Вы настоящий фанат светодиодных лент. Расскажите, для чего вы их используете?
М. Л.: Мои работы отличает то, что источники света в них идут со всех сторон. И в итоге кажется, что они не дают свет. То есть когда входишь в помещение, видишь точки света, но мощность света низкая, и ты не понимаешь, откуда же он на самом деле исходит.
Чтобы создать этот эффект, я в том числе использую светодиодные ленты: размещаю их в каждой нише, и оттуда исходит маленький луч света низкой мощности. И эти линии света создают иллюзорные формы. Что нужно людям? Чаще всего в пространстве не хватает объёма, и с помощью световых иллюзий, которые создаются за счёт светодиодных лент, я могу заметно расширить пространство.
Свет — это динамический элемент, он позволяет не только обозначать и подчёркивать формы, но также менять и расширять пространство.
С появлением маломощных светодиодных ламп освещением можно запросто заниматься самостоятельно, это не опасно, как раньше, и творчеству нет предела. Можно взять шланг или трубу и разместить светодиодную ленту внутри них, или ящик от фруктов с дырками, через которые будет исходить свет; можно приклеить светодиодную ленту на книжные полки шкафа-библиотеки.
По-настоящему дорогое и элитное освещение — это персонально созданные объекты света, и их можно сделать своими руками.
Световые акценты
Если посмотреть многие мои работы, можно заметить линии, ведущие снизу или сверху к определённой финальной точке. В этих работах всегда есть световые начало и конец, расположенные на высоте около 160 см от пола — высота, куда чаще всего падает взгляд человека, если он, конечно, не слишком замкнут и не смотрит постоянно под ноги.
Акценты, к которым ведут неяркие световые «дороги», являются логичными и связывают пространство воедино.
Инсоляция — как быть, если она нарушена
D4U: Если в доме не хватает естественного дневного света, как это можно компенсировать за счёт искусственного освещения?
М. Л.: Надеюсь, в каждой комнате есть хотя бы немного солнечного света, иначе в таком доме жить противоестественно и нездорово. Естественный свет имеет яркость примерно в 2700-3000 K, и в случае его нехватки следует выбрать искусственное освещение примерно этой же яркости и подсветить, например, шторы.
Очень важно, чтобы человек мог отслеживать изменение света в течение дня. Офисные работники часто страдают от депрессий в том числе из-за метеопатии, которая развивается в отсутствие регулируемого естественного освещения.
Предположим, что мы живём в комнате 3 на 4 метра. Если в какой-то из стен есть большое окно — комната будет восприниматься как более просторная, потому что мы видим улицу, рассказ о жизни за пределами комнаты, ощущаем динамику времени, совершаем путешествие. В комнате наверняка есть кровать, остаётся свободное место для прохода в 60-70 см.
Эта же комната, но без окна, — не тюрьма, но похоже. Проходишь те же шаги в пространстве между стеной и кроватью в 60-70 см, но ощущаешь себя запертым в четырёх стенах, как в ночном кошмаре. В такой ситуации нужно создать иллюзию для того, чтобы глаз мог охватывать динамичное пространство, смотреть за пределы комнаты. Для этого я использую игру зеркал, отражающих свет. И особенно часто использую эту игру для оформления общественных мест.
Зеркала и отражающие поверхности — помощники в создании комфортного освещения
D4U: И в жилых, и в общественных пространствах, которые вы создаёте, в глаза бросается игра с зеркалами. По какому принципу вы их используете и для чего?
М. Л.: Игра с зеркалами — наука для внимательных, потому что никто не должен отражаться в зеркалах целиком. Часто люди боятся своего отражения, в полный рост оно вызывает у многих противоречивые чувства. Поэтому рядом с зеркалами я размещаю источник света, а на уровне глаз вставляю матовый элемент. Когда ты проходишь мимо такого зеркала — ты не сможешь увидеть и своё лицо, и тело. Так зеркало работает на коррекцию пространства, но при этом не раздражает человека.
Тем, у кого есть гардеробная, я рекомендую сделать зеркало, как в примерочной магазина — в полный рост, но с небольшим наклоном, и так, чтобы свет исходил снизу или был на уровне глаз. Это позволяет оптически удлинить силуэт. Так вы всегда будете казаться сами себе привлекательными, а значит, будете таковыми для других.
Эмоциональный свет: декоративная подсветка стен, карнизов, картин
D4U: Источник света должен быть виден или его лучше скрыть, создавая эффект тайны? Как подсвечивать в интерьере стены, карнизы, картины?
М. Л.: Во всех случаях, когда объект не должен быть освещён функционально, источник света желательно скрыть. Возьмём для примера светодиодную лампу. Даже несмотря на то, что её мощность всего 2.5 ватт, прямой свет в глаза от неё будет неприятен. Лучше установить светодиодные лампочки и ленты вдоль стен для подсветки, например, коридора, внизу или наверху, так они будут не только подсвечивать путь, но и визуально раздвинут стены.
Если вы используете плафон, важно, из какого материала он сделан и какого он цвета. Из плафона с эффектом бронзы будет струиться свет с оттенком бронзы, а из серого пластикового плафона свет будет серым, не белым.
Я часто размещаю маломощные светодиодные лампы вдоль стен, а над входом в комнату устанавливаю маленькую лампочку с узким углом светового охвата, наподобие лазера, который указывает точку на полу, почти как в гостинице.
Как скорректировать освещение в арендованной квартире
D4U: Как улучшить освещение в арендованной квартире, где искусственный свет спланирован заранее?
М. Л.: Как правило, когда вы арендуете квартиру, вам дают её с освещением в виде лампочек или массивной люстры в центре потолка, которая обязывает поставить под неё стол, если он там ещё не стоит. И таким образом все квартиры становятся одинаковыми, со столом в центре под люстрой.
Лучшим решением было бы перенести освещение на уровень 30 см от пола, туда, где обычно размещают розетки. Таким образом можно создать линию света и уже потом планировать, где и как ставить другие лампы.
Другой совет: ставить лампы в углах комнат, создавая в каждом из них свою особую атмосферу за счёт индивидуального освещения.
Тренды в освещении разных комнат
Кухня
D4U: На что обратить внимание при проектировании освещения на кухне? Что подчеркнуть за счёт света, а что скрыть?
М. Л.: Лично я начал бы с того, что убрал центральный источник потолочного света. Свет на стол можно направить с напольной лампы в виде дуги или удочки с углом рассеивания, например, в 7 градусов. Если очень хочется разместить свет на потолке прямо над столом, лучше сделать так, чтобы он освещал только стол, а не всю комнату. Свет должен как бы обрисовывать, «омывать» стол, и быть эстетичным, мягким, красивым. Потому что при красивом свете ужин будет намного приятнее и вкуснее.
Также на кухне я рекомендую делать подсветку под полками. Этого будет достаточно, чтобы готовить. Яркость такого света должна быть не больше 3000 К.
Если кухня маленькая, в ней нужен в основном функциональный свет, а его достаточно уже априори — открываешь холодильник, он подсвечивается изнутри, плюс свет под полками и над столом, и, в общем-то, этого достаточно.
Если с помощью света на кухне нужно что-то спрятать, можно создать с его помощью некий ослепляющий эффект. Так, например, когда осталось пространство между шкафом и стеной, куда часто ставят гладильную доску или стремянку, можно в эту нишу разместить источник света таким образом, что если смотреть прямо на него, он будет ослеплять, и автоматически внимание будет перенаправляться туда, куда указывает луч света из этой ниши.
Гостиная
D4U: Где расположить подсветку в гостиной и какой она должна быть?
М. Л.: Как я упоминал, люстру из центра комнаты под потолком лучше убрать. Если нужно подсветить стол или другое место, всегда можно поставить напольную лампу с направленным светом.
В гостиной я рекомендую неяркий свет, потому что часто именно в этой зоне люди смотрят телевизор, от которого уже исходит свет. Лампы лучше разместить на небольших тумбах или журнальных столиках у дивана или на полу. Диван обычно высотой 45-50 см, значит, столик будет высотой примерно в 30 см, главное, чтобы свет был снизу.
Спальня
D4U: Чем руководствоваться при подборе освещения в спальню?
М. Л.: В спальне тоже никакого центрального освещения с потолка. Если оно и нужно, то только для уборки в комнате, но обычно уборкой занимаются днём. Чаще всего я размещаю источник света за изголовьем кровати или по углам от неё — свет неяркий, но достаточный для чтения книги. Если комната большая, можно подсветить шкафы. Но вообще-то, если включить прикроватный свет, то комната уже освещена.
Подсветка кровати снизу — это модная игрушка, но очень непрактичная, не для дома и повседневного использования. Как минимум, это не для кровати, у которой 4 ноги.
Детская
D4U: Есть ли особые принципы при проектировании освещения в детской?
М. Л.: Подсветка в детской комнате — совершенно отдельная тема для разговора, потому что детская должна отражать личный мир ребёнка и его фантазии, к которым важно относиться с уважением и пониманием. Для каждой новой комнаты необходимо своё индивидуальное решение, и зависеть оно будет в первую очередь от личности ребёнка.
Ванная
D4U: Где лучше расположить подсветку в ванной комнате?
М. Л.: В ванной я обычно я размещаю подсветку позади зеркала, так делают многие дизайнеры и архитекторы. Здесь важно, чтобы свет падал на лицо сверху, чтобы можно было разглядеть детали. Пусть даже свет будет с потолка, главное, чтобы сверху, а не из-за спины. А ещё я часто размещаю источник света позади унитаза, потому что многие там читают (смеётся). Если ванная комната маленькая, можно сделать подсветку в душевой кабине. Кстати, цвет света тоже имеет значение — если в душе свет белый, а не жёлтый, вода будет казаться прохладнее.
На обложке: Маурицио Лай
Комментарии