Гордиться своей страной и людьми, с которыми работаешь, а не оставаться обществом потребления готовых итальянских диванов — девиз Евы Бергман. Яркая персона в мире предметного и интерьерного дизайна, художник и декоратор уверена: каким бы непростым ни было время, снизить градус сложности может вклад в собственное развитие. Как начинать с нуля, совмещать работу, творчество, медийность и социальные проекты, а ещё про то, как отличить хороший интерьер от плохого и почему выбирать своего дизайнера нужно по душе — читайте в интервью.
Авторский дизайн для российских компаний
D4U: Вы активно занимаетесь дизайном — интерьеров и предметов для дома — уже больше 15 лет, но в последние годы вышли за рамки личных заказов и тихой работы над проектами и всё больше времени отдаёте вопросам модернизации российских мебельных производств. С чего это началось и почему вы решили стать тем локомотивом в дизайнерском мире, которому важно открыть новую веху в создании качественных отечественных продуктов на интерьерном рынке?
Ева Бергман (Е. Б.): Много лет я создавала авторские предметы в проекты своих заказчиков, но когда в 2014 году наступила первая волна кризиса и санкций, решила действовать более масштабно. На тот момент одним из моих клиентов был Гжельский фарфоровый завод, и я предложила им сделать предметы современного дизайна с использованием гжельского стиля. Так мы запустили два направления, которые я курировала, — сантехника и светильники.
Это была масштабная работа, но, к сожалению, запустить предметы в серийный выпуск не удалось, подвели наши производства — назвать продукцию качественной было трудно. Я предложила заводу воспользоваться услугами зарубежных фабрик, но завод решил не финансировать это и продолжил рисовать готовые чашки.
После я стала активно вести переговоры с российскими компаниями о создании их личных брендов, выступая в роли предметного дизайнера. На руку мне сыграло то, что я уже была медийным человеком, меня многие знали, поэтому доверяли и с радостью приглашали в коллаборации.
С тех пор прошло восемь лет, мной было создано много мебели, ковров и даже личный бренд сантехники, прочитаны всевозможные лекции по всей стране на тему предметного дизайна и развития производств, опубликовано большое количество статей и в конце прошлого года я осознала, что пора идти дальше. Так появилась идея создания первого в России бюро предметного дизайна, которое мы основали вместе с моим партнёром Анной Муравиной.
Прошлый год был тяжёлым для всех нас, но именно он подтолкнул российские компании к развитию, дал понять, что необходимо больше внимания уделять личному бренду, особенно в период сложностей с логистикой иностранных товаров. Теперь мы активно занимаемся работой с русскими брендами, создаём для них дизайн и помогаем с продвижением их компаний на рынке.
Путь: через публикации и медийность
D4U: Как и когда вы попали в мир дизайна? Это был с вашей стороны осознанный выбор профессии или счастливое стечение обстоятельств?
Е. Б.: Я закончила школу журналистики, прошла практику на телевидении, поехала поступать в Московский университет, но опоздала с подачей документов. Чтобы не терять времени зря, решила сдать экзамены на факультет дизайна одежды в другом вузе, и, поскольку всегда хорошо рисовала, всё получилось. Проучившись год, пришив все карманы к жакетам и научившись кроить, я решила летом устроиться на какую-нибудь работу, так как работаю с 14 лет и всегда любила иметь собственные деньги, но поняла, что в ателье одежды много не заработаю. Перевелась на отделение дизайна интерьера, и это решение кардинально изменило мою жизнь.
Во время обучения начала подрабатывать художником: расписывала стены в частных домах и ресторанах, участвовала в объединённых выставках с другими художниками. Потом решила создать своё дизайн-бюро, собрала единомышленников, открыла компанию и отправила всем знакомым новости, что теперь у меня своя студия. Находила партнёров, договаривалась с ними о проценте за каждого клиента и с тех пор ушла с головой в дизайн. Но я пишу на заказ картины в интерьеры клиентов и работаю с отпечатками тел в своём проекте «О чём говорят тела» — живопись всегда рядом со мной.
D4U: Насколько публичность помогает вам в профессии? Должен ли дизайнер активно показывать и продвигать свои проекты? Должен ли заниматься общественной деятельностью? И как делать это не в ущерб кропотливому качественному ремеслу, которое возможно только за кадром?
Е. Б.: Как и во что развиваться, каждый дизайнер выбирает сам.
Медийность не всегда равно большие деньги — удача, если ты можешь это совместить. Также быть медийным человеком — это значит быть лицом компании, нести ответственность за каждое слово и поступок в сообществе. Иногда проще сидеть в офисе и стабильно получать хорошие деньги, чем ездить по всей стране и улыбаться.
Я сидела в офисе первые два года работы студии. Снять проекты трёх больших особняков, сделанных для влиятельных заказчиков, не разрешили, показывать для привлечения новых клиентов было нечего, «сарафан» не сработал, деньги закончились, нужно было как-то выживать. Тогда был популярен журнал «Идеи вашего дома», куда брали 3D-визуализации в рубрику, где застройщик давал задание дизайнерам, а мы создавали вариант проекта под определённую квартиру. Я сделала свой вариант и отправила в редакцию. А уже через месяц вышел журнал с моим первым опубликованным проектом.
Восторг был неописуемым! Мне кажется, я спала в кровати с этим журналом и читала его с утра до вечера.
Публикация принесла свои плоды: мне начали звонить клиенты, я взяла несколько очень хороших проектов. Ажиотаж был такой, что люди звонили мне ещё в течение полугода. И тогда я поняла, что это мой путь. Через публикации и медийность.
Живые фактуры вместо компьютерной визуализации
D4U: Работая с заказчиками, вы много внимания уделяете цветофактурным картам. Какие задачи они помогают решать?
Е. Б.: О, это очень удобная схема работы! Она помогла мне избавиться от использования 3D-визуализаций. Экономит время работы над проектом, деньги клиента и исключает вероятность переделок. Вместо псевдовизуализации я собираю на столе готовые материалы для будущего проекта.
Например, для создания концепции гостиной или детской нужно определиться с отделкой стен (будет это покраска или обои), материалом дверей и стеновых панелей (это может быть МДФ, покрытая эмалью или шпоном), сложный выкрас или декоративная раскладка шпона в маркетри, металлические элементы или особый декор в виде ротанга. Далее я добавляю в мудборд текстиль для портьер, покрывала, фактуры подушек, кантов и так далее.
Мы сразу расставляем акценты: где будет однотонный сатин или блестящий шёлк, а где фактурное кресло или графика. Работаем с масштабом орнаментов. Здесь же может появиться эскиз ковра и образцы его цвета и материала из специального колорбокса, который я использую при создании ковров.
Это невероятно удобно и наглядно для клиента: он видит реальное сочетание текстур и цветов, может потрогать все материалы и тактильно почувствовать свой интерьер, таким, каким он будет в реальности, а не на картинке!
Внимательный подход
D4U: Глядя на ваши сочные, наполненные цветом и добротными материалами интерьеры, создаётся впечатление, что вы подключены к источнику неиссякаемой энергии. Откуда в ваших проектах и мебели столько витальности?
Е. Б.: Мои интерьеры и предметы — это лишь проекция моего внутреннего мира. А ещё я умею слушать и чувствовать своего клиента. Мы все притягиваем схожих по нраву людей, поэтому все мои проекты — это отражение наших с заказчиком мировоззрений в совокупности. Для меня максимально важно раскрыть образ своего клиента в интерьере. Поэтому я с большим удовольствием создаю для него авторские вещи и предлагаю внести их в концепцию. А чаще вся идея концепции и строится на них.
У клиента аллергия на пыль? Значит, я создам для него уникальную кровать из шпона редкой породы в технике маркетри, с удобными светильниками для ночного чтения, подвесными тумбами для лёгкой уборки и прикроватным ковром из натуральной шерсти, который соберёт в себя пыль, после чего её будет легко убрать в пылесос.
Кстати, знаете, почему ковёр просто необходим людям, страдающим аллергиями на бытовую пыль? Потому что без ковра пыль летает по дому, собираясь в клубы, которыми мы дышим. Когда на полу есть ковёр, она задерживается на его ворсе, и таким образом пол остается чистым, а вся пыль концентрируется в одном месте. Далее ковёр нужно просто пропылесосить.
Сохранять старую архитектуру, наполняя её современным дизайном
D4U: Откуда вы черпаете идеи для своих проектов?
Е. Б.: Собираю образы из пожеланий клиентов и личной насмотренности. Иногда во время медитации рисую в своём воображении пространство, над которым работаю, или предмет, и тогда образы появляются сами. Я вдохновляюсь вещами, с которыми работаю, и складываю их в единый образ.
Иногда идеи приходят нестандартно, например, однажды я рассматривала фото Муниципального музея Гааги и по их мотивам создала ковёр, а уже от него выстроилась концепция всего интерьера.
Мне близка идея сохранять старую архитектуру, но наполнять её новым содержанием, то есть предметами современного дизайна. Для меня это про то, чтобы помнить свою историю и прошлое, но уверенно двигаться в будущее, создавая новое и постоянно развиваясь.
Хороший vs плохой дизайн
D4U: Что для вас является критерием хорошего дизайна? И как заказчику выбрать подходящего дизайнера в свой проект?
Е. Б.: Для меня хороший дизайн — это качество и присутствие идеи, когда видно, что автор думал над проектом, а не применял шаблоны. Нет ничего печальнее, чем штамповка приёмов, кочующих из проекта в проект.
Хороший интерьер — это когда видна его индивидуальность и чувствуется, что он создан для конкретного человека.
У меня нет любимого единого стиля в работе, мне всегда интересен эксперимент: сочетать между собой разные вещи и создавать новые, формируя образ пространства, в котором отразятся их пожелания, мировоззрение, настроение.
Основная задача заказчика — не выбирать дизайнера по стилю, а искать по душе. Прямо к кому тянет, к тому и идти. Как к доктору. Потому что придётся с этим человеком жить практически год своей жизни, а если сойдётесь — много лет. И когда вы на одной волне, можно смело творить и экспериментировать с желаниями и стилями.
D4U: Каковы ваши профессиональные вызовы на сегодняшний день?
Е. Б.: Развивать своего нового ребёнка — первое в России бюро предметного дизайна M&B. Хочу создать хорошую команду, которая будет смотреть со мной в одном направлении. Хочу донести до российских компаний, что хватит уже оглядываться на Запад и жалеть деньги на саморазвитие — пора менять приоритеты и вкладывать в себя, иначе мы так и останемся обществом потребления готовых итальянских диванов. Больше творчества! Хочу гордиться своей страной и людьми, с которыми работаю!
На обложке: фото из архива Евы Бергман
Комментарии