Что в тренде? — этот вопрос волнует всех, кто занимается интерьерным дизайном, ведь понимая долгосрочные тенденции, можно не прогадать с инвестициями и создать добротный неустаревающий интерьер, а чувствуя краткосрочные веяния — придать проекту изюминку и максимум современности.
Какие заблуждения о трендах распространены в среде дизайнеров, какие тенденции на самом деле сегодня являются ведущими, что такое метатренды и как они возникают — поговорили об этом с ведущим экспертом в области интерьерного дизайна, тренд-аналитиком и лектором Ольгой Косыревой.
Ольга Косырева
дизайн-критик и историк дизайна
Руководитель и основатель дизайн-лектория Ольги Косыревой.
Интерьерные тренды как зеркало социальных процессов
D4U: Как сегодняшние глобальные процессы влияют на интерьерные тренды?
Ольга Косырева (О. К.): Интерьерные тренды существуют не в вакууме — они часть глобальных тенденций, стиля жизни, поведения, общественно-социальных перемен. Они отражают ситуацию в обществе всегда, а не только в периоды турбулентности. Предыдущий опыт показывает, что период благоденствия, экономического, финансового, социального и политического благополучия выражается в очень просторных светлых интерьерах.
Когда ситуация неспокойная, людям больше свойственно закрываться в своём маленьком мире, обосабливать свой дом. В периоды экономической и политической нестабильности интерьеры становятся более уютными, обволакивающими, камерными и, в принципе, становятся темнее.
D4U: Насколько жители нашей страны восприимчивы к мировым трендам?
О.К.: Я против глобальных обобщений и категоризации — тренды универсальны, и все в той или иной степени проникают в Россию, приживаются здесь и находят своих адептов.
Нет таких трендов, которые не смогли бы прижиться в нашей стране.
Конечно, в последнее время мы немного изолированы от мира и следим дистанционно, и у нашего населения другой менталитет. Но люди, которые восприимчивы к трендам, которые в принципе обращаются к дизайнерам и занимаются дизайном своего жилья, а не просто ремонтом, обладают космополитичным вкусом. Их образ жизни чаще всего достаточно раскованный, светский и мало отличается от того, как люди живут в мире.
Чтобы понять, что будет популярно, нужно обратиться к причинам — почему возникла та или иная идея или решение, — и к тому, будет ли эта первопричина сохраняться. Используя этот подход, теория тренд-аналитики выделяет три типа трендов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Метатренд: экологическое мышление, разумное потребление, выбор в пользу старых вещей
D4U: Что можно назвать сегодня долгосрочным трендом, длящимся десятилетия?
О. К.:
Один из метатрендов сегодняшнего дня — экологическое мышление и философия разумного потребления.
Эти моменты возникли не вчера и закончатся не завтра. В 1960-70-е годы такого понятия, как «экологическое мышление», просто не существовало. Это веяние времени. Человечество просто не может остаться в стороне и никак не реагировать на растущее потребление.
Вопросы переработки, сохранения старых вещей и вторичного использования материалов всегда актуальны и никуда не денутся.
D4U: За рубежом часто встречаются проекты, когда из старых материалов, например кирпича или брёвен, строят новые дома. А как этот тренд проявляется в нашей стране?
О. К.: Сейчас в России чаще реализуют создание новых предметов из уже существующих, чем перестройку зданий из существующих материалов. Очень редко кто-то разбирает старый дом, чтобы из старого дерева сложить новый. Но есть и совершенно прекрасные примеры реставрации. Это не обязательно памятники архитектуры, а именно реконструкция и сохранение старых домов для проживания.
Городские люди осознанно покупают жильё в деревне и приспосабливают к своим нуждам, обеспечивают современными удобствами, создают комфортные условия для проживания, но при этом всё старое максимально сохраняют. Это не тотальная тенденция, но она уже прослеживается.
К примеру, старую мебель, если она из себя что-то представляет и подлежит ремонту, реставрируют. Мне лично эта тема очень близка и интересна — то, как люди ремонтируют старые деревянные окна и двери, реставрируют паркет. Реставрация и реконструкция вообще-то более дорогие процессы, чем создание нового, но они позволяют окружить себя вещами с историей и на самом деле более качественными. Например, большинство деревянных дверей дореволюционных или советского времени более качественные, чем то, чем их обычно заменяют.
Пандемия и последние события в нашей стране — всё это ведёт к осмыслению своего места в мире и взаимодействия с ним. И, конечно, в той или иной степени это выражается в том, что люди осознанно потребляют и вводят во вторичный оборот старые вещи.
Курс на объединение нового со старым
D4U: Какие тренды можно отнести к среднесрочным, с горизонтом актуальности 5-10 лет?
О. К.: К среднесрочным относятся тренды стилевые.
Так, примерно за последние 15 лет мы наблюдали возвращение стиля midcentury modern, тренд на лофты или возвращение к стилю 1970-80-х, к какому-то китчу в современном исполнении. Сейчас самое актуальное — объединение нового со старым, слияние фрагментов и элементов различных периодов в единое целое.
Последнее очень актуально — такой современно-историчный стиль, в котором на историческую канву накладываются современные предметы. Или наоборот — в современном окружении, линиях, пространствах появляется микс с предметами более старыми, винтажными, антикварными.
Почему ар-деко сегодня не в тренде
D4U: Некоторые дизайнеры говорят о возвращении ар-деко, вы согласны с этим мнением?
О. К.: Это просто чушь, время этого стиля прошло. Интерес к ар-деко возобновлялся где-то в начале нулевых — тогда ар-деко активно пытался вернуться, но это были очень тучные, экономически благополучные годы, когда было возможно реализовать какие-то идеи ар-деко. Сейчас совершенно не те времена.
Ни общественная, ни экономическая ситуация не дают никаких намёков на то, что ар-деко можно возродить. Это дорогой, богатый стиль для очень благополучных людей.
Для него первостепенно использование дорогих и эксклюзивных материалов — редких пород дерева, редких видов кожи, например питона или ската. Людей, которые не то что могут, а хотят себе это позволить, можно пересчитать по пальцам и в тысяча девятьсот двадцатые годы, и в двухтысячные и, тем более, в 2023 году. Это просто из разряда фантастики. А то, что людям привиделось как ар-деко, на самом деле не имеет к нему никакого отношения. Не собираюсь уточнять, что они имеют в виду.
Доминирующее стилевое направление — новая первобытность
D4U: В таком случае, какой стиль можно назвать по-настоящему актуальным?
О. К.: Сейчас есть одно абсолютно доминирующее направление, построенное на округлых формах, мягких природных цветах и разнообразии текстур.
Кто-то называет этот стиль новым минимализмом, кто-то называет новым примитивизмом, но и в Европе, и в русском языке слово «примитивизм» имеет негативный, снижающий оттенок, поэтому можно смело использовать понятие «новая первобытность».
Речь идёт о таких грубых, очень простых интерьерах, которые напоминают пещеры, глиняные домики, юрты — какие-то первобытные жилища. Более общее название — «новый минимализм». Или ещё есть хорошее выражение — soft minimal, мягкий минимализм. Тут есть одно «но»: всё-таки минимализм — стиль достаточно аскетичный, он по логике ассоциируется со стилем 1990-х годов.
То, что сейчас проявляется и актуализируется, это минимализм новый — не аскетизм, а поиски уютной простоты, освобождения от лишнего, это обдуманное осмысленное жильё.
Отсюда тенденции к упрощению линий и естественности. Можно назвать данное направление «новая естественность», это тоже будет характеризовать по крайней мере исходные мотивы его появления.
Острый запрос на тактильность, скруглённые формы, обволакивающие цвета и уют
D4U: Как в интерьере проявляются краткосрочные тренды?
О. К.: Краткосрочные тренды довольно ощутимы — это обычно цвета, текстуры, фактуры. Они приходят и уходят каждые два-три года, а потом появляется что-то новое. В последнее время актуализировались текстурные, фактурные поверхности, у которых есть какая-то шероховатость.
Активно развивается и приживается тренд на тактильность. Прошёл период, когда люди хотели смотреть, теперь они хотят осязать.
Это и штукатурки, фактура которых напоминает о традиционных покрытиях ручной работы, старинных мазанках, — такие материалы открывают огромный простор для творческой работы. Ткани — буклированные, с выработкой, сложной и тоже «неправильной» фактурой.
Скруглённые формы в предметах, повышенная тактильность плюс гамма светлых, приятных, нежных, обволакивающих цветов.
Всё это не выходит из моды, круги по воде только распространяются. А дальше в этой же концепции интерьер будет затемняться и ещё как-то окукливаться, «обуючиваться». Я думаю, что принтам или орнаментам найдётся мало места.
Там, где раньше использовался орнамент на стенах или ткани, будет актуальнее рельеф.
Например, если раньше акцентную стену делали с росписью, обоями или рисунком, сейчас будет уместнее сделать поверхность с рельефом или выпуклыми элементами, то же самое с тканью. На Миланском мебельном салоне, который прошёл летом, показали интересные примеры выпуклых обоев и панелей с различными рельефными отделками, даже с крупными.
Мода на цвета: затемнение природной палитры и противоречивый выбор Pantone
D4U: Какие цвета в отделке и текстиле будут актуальны в 2023 году?
О. К.: В последние годы очень актуальна палитра натуральных, природных цветов и светлая гамма — кремово-песочный, кремово-сливочный и другие приятные «съедобные» оттенки. Многоцветность возможна, но, вероятнее всего, в рамках одной тональности.
Сейчас наметился тренд, который находится в стадии роста, на включение в природную палитру более густых, плотных, насыщенных цветов, но тоже приглушённых и неярких, взятых из природы.
Это цвета земли, воды, камней, зелени. Очень актуальны оттенки охры, терракоты, кирпича, оттенка «жжёного апельсина».
D4U: Цвет года Viva Magenta по версии Pantone вписывается в эту концепцию?
О. К.: У меня диссонанс между его названием и видом, самим цветом и его происхождением. Маджента — это цвет чистый, очень простой и всё-таки синтетический, «выдуманный», который практически не существует в природе.
Цвет от Pantone — сложный, и больше вызывает ассоциации с природным происхождением. Он напоминает ягоды, ягодные коктейли, черничный смузи, даже цвет мяса.
Pantone упоминает в своём обосновании кошениль, то есть цвет природного происхождения, он и выглядит таким.
Меньше драмы: неактуальный чёрный
D4U: Чёрному найдётся место в актуальной палитре?
О. К.: Я была на летнем Миланском мебельном салоне и Неделе дизайна в Голландии и могу сказать, что нет никакого намёка, что чёрный популярен. Популярны цвета природные. Даже если они плотные, то это максимум цвет асфальта.
Пару лет назад говорили, что очень популярны цвета земли — руды, почвы, тёмные серо-коричневые оттенки. Сейчас, на фоне чёрного, гамма гораздо более оптимистичная и более умиротворяющая.
Актуальны цвета, которые привносят не драму, а наоборот, покой, ощущение обволакивающего пространства, защищённого места. Это, скорее, натуральные цвета на основе серого, коричневого, фиолетового, охры, жёлто-коричневого.
Только функциональное освещение
D4U: Тренд на множество световых сценариев в одном помещении сохранится или уйдёт?
О. К.: В целом, тенденция к естественному интерьеру будет вести к тому, чтобы лишнего освещения тоже не было.
Люди наиграются в сложные придумки, и освещение вернётся к более разумному сценарию, когда есть основной свет и дополнительные источники света — камерные, рассеянные. Это освещение не ради наворотов, эффектов и фишек, а ради функциональности помещения.
Если есть декоративные люстры, которые не дают достаточно света, то дополнительно используются направленные прожекторы, светильники точечного характера и локальное освещение там, где оно необходимо, например над обеденным столом, в зоне отдыха, рядом с креслом или возле кровати для чтения и работы. Плюс — ночники и ночная подсветка, которая включается от движения. Это абсолютно функциональные вещи, они должны остаться. Всё диктуется логикой и функционалом.
В современном интерьере всё, что нелогично и неоправданно, должно отмереть. Слишком много подсветки — это немодно.
Те дизайнеры и строители, которые это используют, скорее всего, на этом просто зарабатывают. Если посмотреть проекты ведущих мировых дизайнеров, то нигде не будет такого фейерверка.
Парящие элементы
D4U: Набирают популярность различные парящие конструкции — кровати, стены, кухни, столы, тумбы… Насколько это приживётся?
О. К.: Есть случаи, когда такие решения оправданы. Например, подвесные унитазы — это уже не тренд, а абсолютная норма, потому что это облегчает уборку, даёт визуальную лёгкость, если помещение не очень большое. И это, безусловно, имеет право на жизнь.
Не важно, чем достигается парящий эффект, за счёт подсветки или конструктивных приёмов, имеет значение вопрос: «Зачем это делается?»
В небольших помещениях это очень хорошо работает, потому что освобождается плоскость пола, и она визуально может казаться больше. Но парящие конструкции — это очень дорогостоящее решение, поэтому здесь есть противоречие. На Западе возможны примеры, когда квартира имеет площадь 17 квадратных метров, но она сделана так, что её публикуют все дизайнерские журналы мира, потому что она вся раскладывается и как-то сложно придумана. У нас редко бывает, что квартира маленькая, а вклад в её оснащение — большой.
Скрытая кухня: сильный тренд с серьёзными причинами
D4U: Многие производители предлагают мини-кухни или кухни-шкафы, в том числе и для больших помещений, в чём причина?
О. К.: Это тренд на сближение разных помещений, в данном случае жилого и кухонного пространства. Он уже не нов, но очень силен, и точно будет продолжаться. Все кухонные производители в той или иной мере предлагают решение, когда кухонные шкафы либо мимикрируют под мебель для жилых комнат, либо абсолютно неотличимы от неё. Даже российские производители предлагают решения, при которых корпусная мебель в гостиной выполнена в одном стиле с кухней и смотрится единым целым. Это даже не мода, а данность — образ жизни, на который откликаются производители.
Маленькие кухни, кухни-ниши — серьёзный общечеловеческий тренд, который продиктован тем, что люди меньше готовят, появилось больше одиноких людей, жилплощадь стала меньше.
Соответственно, возникает потребность в маленькой кухне, которая легко закрывается, прячется в нишу или прячется за створками.
D4U: Продолжат ли объединять пространства кухни и гостиной?
О. К.: Сейчас отдельная кухня выглядит абсолютным атавизмом. Но объединение кухни и гостиной нельзя назвать трендом, оно началось не вчера. Даже в России последние 20 лет это делают повсеместно. Сложно найти обратное, по крайней мере, в новостройках или в реконструированном жилье, где за последние 15 лет делали ремонт. Исключение: дома старого типа и где ремонта не было. В Европе и Америке, начиная с 1950-х годов, это повсеместная практика, а первые примеры относятся ещё к 20-м годам ХХ века.
Вернутся ли люди обратно к обособленным кухням? Не вернутся. Обратной дороги нет.
Кухни без ручек: следствие прогресса
D4U: В последние годы очень популярны кухни без ручек, этот приём сохранится?
О. К.: Я увидела первую такую кухню в 1999 году. Для кого-то такое решение удобно, а для кого-то нет — это вопрос выбора. Современные механизмы позволяют управляться с такой кухней совершенно спокойно.
Кухни без ручек — это не дань моде, это следствие прогресса. Они останутся, потому что прогресс не может пойти назад.
Фишка, но не мода: чёрные и цветные акценты в ванной
D4U: Среди актуальных интерьерных приёмов называют цветную сантехнику. Это будет востребовано?
О. К.: Всплеск интереса к цветной сантехнике возник примерно лет 5 назад, когда актуализировался стиль 70-х годов. Это вещь достаточно специфическая и работать будет при общей стилизации интерьера под обстановку 1970-х годов.
Я не думаю, что цветная сантехника обретёт массовый характер, как в мире, так и в России.
Если это и называть трендом, то узконаправленным. Умаетесь искать цветной унитаз не только в России, но и за рубежом, потому что такую сантехнику производят 3-5 компаний.
D4U: А чёрная сантехника сохранит популярность?
О. К.: Вряд ли вы найдёте интерьер с чёрными унитазами у всемирно признанных дизайнеров. Я думаю, что вероятность будет один из тысячи или даже десяти тысяч. А всё-таки моду и тренды определяют именно эти люди, которые находятся в авангарде. Но если это подходит по концепции, если это кому-то нужно, нравится, — почему нет?
Тренды — это не догма, и сто процентов людей трендам подчиняться точно не должны.
Другое дело, когда если тренд настолько нравится, что люди выбирают то, что в моде, — подсознательно к этому стремятся. Однако чёрная сантехника вряд ли попадёт в этот раздел. Чёрные смесители и прочее сантехническое оборудование встречаются, но нельзя сказать, что это остромодно. Я бы сказала, что пик прошёл, но чёрные акценты по-прежнему интересно выглядят, потому что в интерьере появляется линейность и графичность. Это просто интересный интерьерный приём, я бы не назвала это трендом.
Интерьерный must have: рабочее место дома
D4U: После пандемии многие эксперты называют оборудование дома рабочего места обязательным. Вы согласны с этой точкой зрения?
О. К.: Рабочее место дома — это абсолютный must have. И здесь тоже уже нет дороги назад. Сегодня совершенно невозможно представить себе какую-либо квартиру, где нет хотя бы маленького рабочего уголка. Но даже если его нет, это значит, что человек всё равно пристраивает свой ноутбук на кухонный, обеденный стол или на столик возле кровати и там оборудует себе рабочее место. Потому что в той или иной степени из дома работают больше половины людей точно. В этом году на всех выставках показали много вариантов рабочего места — выдвижные, откидные или стационарные.
Я могу отметить как тренд то, что рабочее место оборудуется в спальне. И понятно, почему это так: даже в самой маленькой однокомнатной квартире спальня — наиболее подходящее место для работы, потому что там тише, уединённее, как правило, закрывается дверь в комнату, есть возможность сосредоточиться.
К тому же в спальне есть возможность найти для этого место, потому что в этой комнате обычно проектируется дополнительное пространство для туалетного столика, а не только для кровати.
Будут ли люди продолжать работать из дома? Да, будут. В этом смысле мир тоже никогда не будет прежним.
На обложке: проект светлых апартаментов в ЖК «Садовые Кварталы», дизайн — RYMAR.studio
Комментарии