Начавшись с концепции slow food, — неторопливого, в отличие от фастфуда, принятия пищи, — идея медленной и вдумчивой организации жизни захватывает всё больше сфер. Slow design («медленный дизайн») — сравнительно новый тренд в западной интерьерной индустрии. Дизайнер Наталья Истомина изначально не планировала работать в этом формате, но, оглядываясь на три года, ушедшие на реализацию проекта «Вершина», поняла, что, кажется, именно так и выглядит slow design.
Считается, что первым термин slow design или slow living design использовал британский дизайнер Алистер Фуад-Люк в 2002 году. В его статьях были изложены несколько важных принципов этого движения, которые нашли отражение и в проекте «Вершина».
Наталья Истомина
дизайнер
Руководитель студии Artcrafts с 2008 года. В работе над интерьерами ориентируется на лаконичные ясные идеи, природные фактуры. Считает, что посредством дизайна можно выразить собственное мировоззрение.
Принцип 1. Опора на местную культуру как источник вдохновения
«Вершина» — это проект про историю, про взаимодействие эпох. Наши заказчики — семья из пяти человек — приобрели квартиру в доме 1886 года постройки, расположенном на Плющихе. Основные пожелания к проекту заключались в том, чтобы отразить «дух времени» — эпоху, когда здание строилось, воссоздать настроение дореволюционного дома.
Вдохновила на это, конечно, сама архитектура дома, вид из окон на старый московский двор, «печворк» разноцветных крыш и окон. Но при этом не хотелось делать какую-то бутафорию и играть в то, что мы живём в XIX веке. Хотелось наполнить пространство историей, в которой было бы комфортно жить здесь и сейчас.
Не могу сказать, что я много знаю про направление slow design. Но этот проект я бы сама так охарактеризовала — на контрасте с тем, что бывает обычно. Мы привыкли делать проекты быстро, пытаться всё успеть, а здесь заказчики понимали ценность и «неслучайность» каждой вещи и давали возможность её искать.
Принцип 2. Более длительные процессы проектирования. Много времени для исследований, размышлений, испытаний в реальных условиях и тонкой настройки
В целом вся работа заняла около трёх лет. Заказчики въехали в квартиру года через полтора после начала проекта. И мы вместе постепенно дорабатывали его до финального вида. Самым сложным в проекте было не торопиться. Многие типовые решения и предметы, которые отлично работают в современных стилях, здесь не подходили, и требовалось время, чтобы в интерьер пришло именно то, что необходимо.
Предметы и текстиль могли быть и современными, и винтажными. Их поиск осуществлялся тоже достаточно долго: наполнять пространство заказчики хотели «только по любви». Принцип такой — выбирать именно то, что резонирует, а если не пришло, значит, пока поживём, условно, без люстры. Многие предметы декора были куплены на блошиных рынках, в антикварных магазинах. Из действительно старинных вещей можно назвать пианино. Почти все стулья в квартире — винтажные. Плюс мы с заказчицей искали много антикварного декора: зеркала, подставки, подсвечники.
Мы пытались найти баланс между современностью и стариной. Те же кресла в гостиной и спальне — они не были какими-то особенными. Но мы, например, перебивали их интересной тканью, и получался микс между обычной формой и необычной обивкой. Каждый элемент был выверен.
Заключительной точкой стали цветы. Когда создаёшь проект, сначала появляется основная мебель, техника, потом текстиль, потом декорирование — картины, статуэтки, вазы. И уже последний этап — это озеленение. Мы работали вместе с флористом: я говорила, какие растения были бы интересны по форме, а она уже выезжала на место и смотрела, «что выживет». Цветы ведь очень зависят от света и других условий.
Принцип 3. Использование местных материалов и технологий, поддержка местной промышленности, мастерских и ремесленников
Мы сотрудничали с двумя столярными мастерскими: Green Chest и студией Zerkalaaa Лены Ленских. Мне кажется, они сами по себе ценят дух старины и ищут максимально подходящие варианты по нашим прототипам.
Я благодарна заказчикам за то, что декорирование мы делали вместе. Мы и картины под проект рисовали специально, — была приглашена художница Анна Владимирова-Лаврова, — и керамику на ярмарке искали и даже специально заказывали. Есть грустная история о том, как мы долго искали винтажный чайный столик. Это тумбочка с откидными дверцами, где ты можешь хранить посуду, — сейчас таких уже не делают. Мы нашли её в Питере, купили, и нам её разбили при доставке, так, что невозможно было восстановить. Когда разбивается что-то новое, это ещё как-то можно заменить, а тут ты ничего подобного уже не найдёшь.
Если искать среди готовых мебельных коллекций — это само по себе занимает много времени, и я даже не знаю, какой лайфхак здесь можно предложить. Я как дизайнер просто сижу и сутками ищу, перебираю все магазины. Поэтому, наверное, и проект так долго шёл.
Принцип 4. Дизайн, учитывающий психологическое благополучие
Выход на подобный формат работы в большей степени определяется заказчиком. У меня это был первый проект, где заказчики были готовы к такому. Это зависит и ещё от характера. Сами по себе они очень спокойные люди, не ждущие каких-то вау-эффектов, не ставящие срочных задач. Они были готовы планомерно идти к сути — к тому, чего они хотят. И это, кстати, тоже важно: они понимали, чего хотят, это было не только моё «знание».
Для меня было даже своего рода откровением, что так тоже можно работать, — и результат получается намного более выверенным и продуманным. Надеюсь, что в будущем среди моих клиентов будут появляться люди, ценящие подобный подход.
Фото предоставлены студией Artcrafts. Дизайнер, стилист — Наталья Истомина, фотограф — Юрий Гришко, помощь в стайлинге — Алёна Малютина.
Комментарии