Елена Крылова — один из самых востребованных дизайнеров на российском рынке премиальных интерьеров. Среди клиентов её студии — представители бизнес-элиты, пятизвёздочные отели и рестораны, банки и корпорации. Поговорили с Еленой о том, как премиум-сегмент переживает ограничения на работу с европейскими поставщиками и какие принципы помогают ей удовлетворять запросы самых искушённых и требовательных заказчиков.
О вызовах времени и российских производителях
D4U: Как изменился ваш бизнес и рынок дизайна интерьера за последние пару месяцев? С какими проблемами пришлось столкнуться, какие новые возможности открылись?
Елена Крылова (Е. К.): Начну, наверное, с хорошего: у нас не был остановлен ни один проект, ни жилой, ни общественный. Наоборот, все объекты активно строятся, нас даже подгоняют по срокам. А очень хорошее то, что нам дали чёткое предписание идти на импортозамещение. Да, поначалу в индустрии была тревога, что мы не справимся, что комплектующих не хватит. Но нам всего хватает.
Мы на самом деле перешли на наших производителей. Я пересмотрела своё отношение к российским дизайнерам, была приятно удивлена. Светильники российские мы использовали уже давно. Недавно ездили на выставку MosBuild и там закрыли все свои потребности в керамической плитке, керамограните, дверях, отдельно стоящей мебели, решили задачи по столярному производству.
Я считаю, это действительно хорошая новость: зачем у кого-то что-то покупать, когда мы многое можем сами? Наши дизайнеры делают по-настоящему классную мебель, сейчас только встанет вопрос, как это развивать в объёмах.
D4U: А как с качеством производства? Могут ли российские мебельщики конкурировать с Европой на уровне премиум-класса? И с кем из них вы сотрудничаете?
Е. К.: Не буду кривить душой. Если мы говорим про премиум-сегмент, про наши любимые итальянские люксовые бренды, сегодня мало кто в России способен создать нечто сопоставимое.
И, конечно, у нас нет такого раздолья, как когда ты приезжаешь на выставку iSaloni в Милан, и недели не хватает, чтобы обойти все стенды. То есть нет огромного ассортимента. Но закрыть необходимые позиции вполне реально.
И я рада, что есть такая ориентация на русский дизайн: и в интерьерах, и в одежде. Даже, честно говоря, расстроилась, когда узнала, что ZARA (одёжный бренд — прим. D4U) хочет возвращаться. У нас есть свои более интересные дизайнеры, и надо дать им дорогу.
Из мебельных брендов я бы отметила Archipelago, Unika moblar, Delo Design, казанский Yaratam Design, фабрику The Idea, Yachtline, Devi, Archpole. Светильники для своих проектов мы подбираем у таких поставщиков, как Glassburg, Handle Studio, Wishnya, Bezhko Lighting, «Центрсвет». Технический свет — в Artlight и SWG. Великолепные российские кухни производят в Giulia Novars. Детскую мебель — в Playply и Moonk. Прекрасная столярка у компании «София-Декор»!
Есть производители традиционной сантехники высокого качества — например, Creto. А есть и те, кто делает сантехнику из дерева, — бренд The Loftlab. Наши любимые отделочные материалы — это, конечно, Kerama Marazzi, «Европласт», керамогранит от Laparet, Italon, Atlas Concorde, шикарные обои — у Loymina. Двери мы заказываем в компаниях «Волховец» и Sofia, полы — в FiNEX. Ещё я бы упомянула латунную мастерскую Artvivo — они делают стильную фурнитуру — и дизайнера-краснодеревщика Николая Лавданского.
D4U: Каким главным проектом вы сейчас занимаетесь? Есть ли в нём для вас интересные профессиональные вызовы?
Е. К.: Мы делаем гольф-клуб в Доброграде — это интереснейший для нас опыт. Доброград — инновационный градостроительный проект Владимира Седова, основателя компании «Аскона». Я пересмотрела множество гольф-клубов, все они достаточно традиционные. А перед нами поставили задачу создать нечто трендовое, модное, с новым подходом, и нам это удаётся. Ну, и вообще мы впервые работаем над проектом гольф-клуба — там есть своя специфика.
Ещё один проект, который мы уже заканчиваем, — это общественные зоны элитного стрелкового комплекса, который находится на территории бутик-отеля «Усадьба охотника». Это будет самая большая стрелковая галерея в Европе — и самая инновационная, с интерактивным лазерным оборудованием.
О трендах и принципах
D4U: Какие самые яркие тренды в дизайне жилья в 2022 году вы бы отметили?
Е. К.: Всё-таки наша специфика — это премиум-сегмент. И если сейчас все ратуют за минимализм, за japany-scandi (японский и скандинавский стили — прим. D4U), за «60-е», то, признаюсь честно, наш заказчик приветствует какие-то элементы этих трендов, но точно не хочет, чтобы так выглядел весь интерьер.
Наше направление — это современный люкс. Сейчас мы даже делаем дом в классическом английском стиле, хотя уже лет восемь в «классике» не работали. Слава богу, команда это знает и умеет. По-прежнему востребовано современное ар-деко. Минимализм тоже есть, но дорогой: в нём делается акцент на использование натуральных материалов.
D4U: Ваши работы в сфере коммерческого дизайна и жилых интерьеров сильно отличаются?
Е. К.: Да, они отличаются внешне. Но, поскольку мы «выросли» из частных проектов премиум-сегмента, мы понимаем запросы наших заказчиков и переносим их в проектирование общественных интерьеров такого же уровня.
Понятно, что у коммерческих интерьеров другие бюджеты, другие задачи — они должны приносить деньги. Но есть несколько принципов, которые важно соблюдать везде: комфорт, безопасность, экономия времени, инновационность.
Все эти принципы мы называем концепцией Smart Lux и используем их как в жилых, так и в общественных интерьерах.
D4U: Расскажите подробнее, что значит Smart Lux?
Е. К.: Это результат пятнадцатилетней работы нашей студии. Мы работали и с банками, и с офисами, и с ресторанами, и с люксовыми отелями, и с частным жильём премиум-сегмента. И вывели для себя принципы, которые повторяются фактически в каждом нашем проекте. Мы их объединили в концепцию Smart Lux и используем уже целенаправленно. Разумеется, это актуальность, отслеживание трендов, соответствие уровню проекта в вопросах выбора отделочных материалов, мебели, декора и так далее.
Всегда идёт запрос на инновации: если в частном сегменте это, к примеру, «умный дом» — современные гаджеты и бытовая техника, то в общественных интерьерах это могут быть LED-экраны, трансформирующиеся пространства. Есть запрос на интеграцию: когда в пространстве совмещается несколько функций.
D4U: Что бы вы назвали самым сильным архитектурным впечатлением последнего года?
Е. К.: Это, безусловно, винный парк в отеле «Мрия» в Крыму (Центр винного туризма WINEPARK — прим. D4U). Рекомендую всем, кто будет в Крыму, хотя бы однодневное посещение. Это уникальный проект.
А второе незабываемое впечатление — это бизнес-центр The Opus от компании Omniyat в Дубае. Этот комплекс был построен по проекту архитектора Захи Хадид, насколько я помню, ещё при её жизни.
D4U: Что именно вас привлекло в этих проектах?
Е. К.: Наверное, масштаб концепта. Если мы говорим про винный парк, то это архитектура, которая привязана к местности и подчёркивает красоту локального крымского ландшафта. При этом там присутствуют многофункциональность, трансформация. И сама задумка — сделать это место точкой притяжения виноделия в России. Это очень вдохновляюще.
О студии и команде
D4U: Изначально вы сами были далеки от дизайна и занимались юриспруденцией, а потом стали получать образование в этой сфере. Где сегодня нужно учиться, чтобы стать по-настоящему хорошим дизайнером интерьера?
Е. К.: Хороший вопрос. Опираясь на свой опыт работы с командой, в которой сейчас тридцать человек, я разделяю сотрудников на креативных дизайнеров и на дизайнеров-архитекторов.
Креативные дизайнеры — это те, кто способен создать какой-то интересный концепт, придумать идею. И это, безусловно, люди, которые изначально обладают хорошим вкусом, художественным видением, чувством пространства.
И здесь бы я, конечно, шла по пути обучения в специализированных художественных учебных заведениях вроде Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова — прим. D4U). Если же мы говорим про дизайнера-архитектора, то это архитектурно-строительное образование. Наверное, топовым у нас считается МАРХИ.
D4U: Как вы отбираете сотрудников в свою команду и какими качествами они должны обладать, чтобы у вас работать?
Е. К.: Во-первых, всегда смотрим на имеющийся опыт работы. Во-вторых, на чувство стиля, вкус, профессионализм и образование. Но для меня также немаловажны личные качества человека. Я горжусь тем, что у нас абсолютно здоровая атмосфера в команде: взаимовыручка, дружелюбное общение. Я очень долго к этому шла — по принципу «найти своих и успокоиться». Поэтому в команду я всегда набираю людей, разделяющих те же ценности: ценность развития, в первую очередь.
Когда человек приходит и говорит: «Я всё знаю и умею», — я понимаю, что долго мы с ним работать не сможем.
Даже я со своим пятнадцатилетним опытом работы и неплохим, скажем так, портфолио всегда стремлюсь учиться и развиваться. Остановка в развитии — это профессиональное самоубийство. И мои сотрудники — это соратники, это команда, люди на одной волне.
D4U: Что самое сложное и что самое вдохновляющее в руководстве дизайн-студией?
Е. К.: Самое сложное — это многофункциональность. Мне как руководителю приходится разбираться практически во всех процессах компании. В первую очередь я всё-таки арт-директор и в этом качестве участвую в каждом нашем проекте: обсуждаю, согласовываю. Но мне, конечно, нравится это делать — изначально в профессию я для этого и пришла. В то же время приходится разбираться в вопросах командообразования, финансах, маркетинге. Понятно, что у меня есть и финансовый директор, и пиарщики. Но, тем не менее, я во всё вникаю и всем этим тоже занимаюсь. А вдохновляет — команда, когда всё получается. Когда случаются какие-то прорывы, когда заказчики довольны.
D4U: А есть такие заказчики, с которыми вы принципиально не хотели бы работать?
Е. К.: Здесь дело не в принципах. Это процесс творческий, и здесь тоже нужно «найти своих и успокоиться». У нас есть постоянные заказчики, которым нравится то, что мы делаем. И новые приходят именно на нас, на наши работы.
Не вижу смысла гоняться за клиентами, которым не близка наша эстетика, когда есть люди, которые тебя ценят, уважают, хотят с тобой работать.
О плохом и хорошем дизайне
D4U: Как вы лично для себя определяете, чем хороший дизайн отличается от плохого?
Е. К.: Это, наверное, вопрос насмотренности. И профессионализма. Когда ты смотришь на проект и понимаешь: да, это сделано профессионально, а вот это — не очень… Я считаю, что хороший дизайнер всё равно не будет делать «вчерашний день», он будет предлагать заказчику что-то актуальное и трендовое, даже если тот настроен на морально устаревшие решения. А главное, профессионализм — в деталях.
Иногда видишь грубейшие ошибки у дизайнеров — не потому, что там не хватило вкуса, чувства цвета, пространства. А потому, что у человека реально мало опыта работы, и он не учёл какие-то нюансы.
Это как ателье — есть дорогое и дешёвое. Чем они отличаются? Наверное, качеством швов, раскроя. Нас так же ориентируют на качество — качество стыковки материалов, узлов.
Чтобы избегать того, что мы называем «косяки», когда, например, дизайнер позволяет себе критически занизить высоту потолка. Всё это сразу видно и влияет на общее восприятие пространства.
У любого помещения всегда есть какие-то свои минусы и плюсы. Профессионального дизайнера отличает умение использовать по максимуму преимущества пространства и минимизировать его недостатки.
Фото предоставлены Студией интерьерного дизайна Елены Крыловой
Комментарии