Игорь Куркин регулярно выступает с лекциями о новейших трендах в интерьерной индустрии. Расспросили его о том, как глобальные тенденции 2022 года в оформлении гостиной приживаются на русской почве.
Игорь Куркин
дизайнер интерьеров, декоратор, предметный дизайнер
Член Союза дизайнеров и архитекторов России, блогер, лектор. Про опыты Игоря в предметном и экологическом дизайне и его взгляд на традиции «русского дома» мы писали здесь.
Для многих дом на протяжении долгих лет был местом, куда приходили «поспать», а какие-то встречи, мероприятия проводились за его пределами. Но сейчас возвращается давно забытая уютная история про домашние посиделки и приёмы гостей. И гостиная становится очень важным для этого местом.
1. Гостиная становится жилой
Я помню 90-е годы: наша семья жила в прекрасной трёхкомнатной квартире, родители располагались в одной спальне, дети — в другой, и в гостиную не заходили неделями. Гостиная была не нужна, потому что её заменяла кухня. Сейчас ситуация изменилась.
В условиях больших городов и высокой стоимости недвижимости люди, как правило, не могут позволить себе жильё, где гостиная оказалась бы отдельным помещением, поэтому она выполняет двойную функцию.
Я очень счастлив, что в последнее время гостиная перестала выполнять функцию спальни и стала кухней-столовой.
Гостиные часто совмещают с кухней, и это оправданно, потому что исторически сложилось, по крайней мере, в России, что на кухне мы проводим достаточно много времени. Мы все хлебосольны и все готовим: принимаем гостей, друзей, готовим для детей, к нам приезжают бабушки. Кухня — сердце дома.
Раньше гостиная была такой несчастной Золушкой, потому что все были на кухне. А сейчас — и, кажется, это надолго — гостиная становится частью сердца дома. И поэтому очень важно, как она оформлена.
2. Трансформируемая мебель — для трансформируемых пространств
Основной тренд, который касается любых пространств и вообще любого вида деятельности человека, на протяжении уже нескольких лет и, видимо, до конца существования человечества, — это тренд на разумное потребление. Все европейские и американские производители думают не только о том, как произвести предмет, как его использовать, как он выглядит, но и о том, из чего он сделан, и даже — как его потом утилизировать. В соответствии с этим меняется и внешний вид предметов.
В городских интерьерах появляется много трансформируемой мебели. Если журнальный столик, который превращается в обеденный, уже никого не удивит, то стеллажи, раскладывающиеся в столы, — это суперинновационный тренд.
Трансформеры — это то, что показывают практически все фабрики, которые занимаются функциональной мебелью для небольших пространств. Как совместить и кухню, и гостиную, и столовую в маленькой квартире? Только с помощью трансформеров.
3. В гостиной больше не спят
Особенность традиционных российских гостиных — это наличие дивана, причём дивана обязательно раскладного. Мотив заказчиков простой: могут приехать гости, где-то их надо разместить. Мы, дизайнеры, очень эту историю не любим. Хочется поставить что-то очень красивое, и нераскладная мебель выглядит значительно симпатичнее: чисто технологически ей проще придать интересные формы.
Если посмотреть на европейские проекты, там никогда не бывает мебели-трансформера для сна, потому что и дизайнеры, и заказчики в Европе думают об эстетике. Наши заказчики в первую очередь всегда думали о гостеприимстве.
Но многое меняется. Во-первых, мебель для сидения становится ниже. Если раньше стандартная высота посадочного места дивана составляла порядка 50-55 см, то за последние пару лет она снизилась до 40-50 см. Посадочные места уходят в «глубокий партер»: они становятся более широкими и комфортными, но при этом — более низкими, и с них не хочется вставать. Это, скорее, кушетки для полулежания, чем диваны для сидения. А ещё они приобретают округлые формы.
То, что раньше выглядело «квадратиком» и имело чёткую, «мужскую» структуру, сейчас становится всё более «женственным» и плавным.
В этом — заслуга французских декораторов: на протяжении последних десяти лет Жозеф Диран обставлял квартиры в Париже мягкими буклированными диванчиками-фасолинками, креслами-капельками. Многие итальянские фабрики, причём даже не дорогие, средней руки, глядя на французов, в этом году на iSaloni представили громадное количество подобной мягкой мебели.
Среди наших дизайнеров — та же самая Оля Энгель прекрасно продаёт свои креслица, которые называются Babushka и выглядят как тесто, которое вылезло из кастрюльки. Всё это из интерьерной моды, из авангарда превращается в абсолютно коммерческий продукт. И, конечно, традиционная функциональность, связанная с трансформацией дивана в спальное место, уходит.
Заказчики понимают, что в первую очередь важна тактильность, эмоциональность, а гостей, если что, и на надувной матрас положить можно.
4. Мебель «отходит» от стен
Ещё одна российская особенность: помните, практически всегда в гостиной и по всей квартире мы «размазывали» мебель по стенам? И с огромным трудом, на протяжении десятилетий, наши заказчики отказываются от этого: мягкие посадочные группы потихоньку выбираются в центр комнаты.
Появляется всё больше и больше проектов, в которых мебель к стенам не привязана и возникает зонирование пространства: на зону посадки, на обеденную зону и так далее.
5. Ковёр организует пространство
Ни одной дизайнерской гостиной без ковра на протяжении последних пяти лет не было и в ближайшие пять лет не предвидится. В связи с тем, что у нас диванные группы «выползают» в центр помещения, их необходимо к чему-то привязывать, нужна какая-то рамка. Ковёр является идеальным способом организовать диванную группу и сделать эту «посиделку» максимально уютной.
Но ковры тоже меняются. Классические ковры практически полностью уступили место коврам, созданным по традиционной технологии, но с современным дизайном. Это и современные орнаменты, и тафтинговые технологии (технология быстрой машинизированной набивки рисунка — прим. D4U), и необычные формы.
В моде асимметричные ковры, ковры со странной геометрией. Возвращается эстетика 80-90-х годов: появляются либо бионические фактуры и рисунки, либо что-то абстрактное, похожее на бумажные коллажи. И всевозможные странные объекты приветствуются в интерьерах.
6. Монохром и «Африка»
Этнические стили хорошо сочетаются с экологическими трендами. И гостиные в этническом ключе — это жутко модно. Причём если на протяжении последних двух лет этно касалось исключительно Азии, была востребована некая «китайщина», нечто, похожее на шинуазри, то сейчас это «этно-Африка».
В моде натуральные материалы: необработанное дерево, рукотворные декоративные элементы, напольные покрытия — рустикальные, но при этом будто выжженные солнцем. Всё очень тактильное, приятное на ощупь. И снова, как и в 90-е, в моде бежевые цвета: оттенки пустынь, саванн.
Интерьерные тренды слепо следуют за трендами в подиумной моде. Около трёх-четырёх лет назад на подиум стали выходить модели, с ног до головы одетые в один цвет и даже в один материал.
Один цвет, одна фактура — это очень логично и понятно, это красиво и просто сделать, поэтому таким образом дизайнеры стали «одевать» интерьеры. Это нравится заказчикам, потому что интерьеры получаются обволакивающими и очень приятными.
На протяжении долгих лет главным цветом российских интерьеров был серый. Когда-то наши первые путешественники по Европе привезли оттуда то, что они называли «стиль прованс»: многие пытались выстроить свои интерьеры в таком мягком, душевном, уютном деревенском стиле. А потом потихоньку это всё перешло в сторону «парижского» стиля декорирования: это сочетание серого с белым, воздушные и прозрачные оттенки, большое количество декора, лепнины и акценты в виде знакового, серьёзного искусства.
Серый постепенно уступает тёплому бежевому — песочному, с золотистым оттенком. Это то, что было характерно для интерьеров 90-х. При этом практически все интерьеры в таких тонах становятся монохромными, и мы уходим от любых украшательств.
7. Люстры и шторы больше не нужны. Как и телевизор
Что происходит со светом? На протяжении последних пяти-шести лет дизайнеры много экспериментировали с температурой света. Они пытались найти температуру, «подходящую для всех», и в итоге выяснили, что такой температуры не бывает. Кому-то нравятся более холодные оттенки света, кому-то — более тёплые.
И многие компании стали выпускать светильники, совмещающие в себе несколько световых температур. Второе направление — это полный отказ от акцентных светильников. Появляется чисто технический свет на потолке, и более мягким светом — с помощью торшеров, настольных ламп — акцентируются какие-то важные зоны.
Если люстра раньше была неотъемлемой частью гостиной, то сейчас, в связи с тем, что в небольших квартирах пространство мультифункциональное и зонированное, какого-то центрального элемента освещения стараются избегать.
В тренде — много света. Как правило, в больших гостиных в загородных домах часто отказываются от штор. Если окна красивые, большие, с хорошим видом, то шторы не нужны вообще.
Если на протяжении многих лет центром гостиной был телевизор, то сейчас, особенно в больших городах, запросы на интерьеры, где нет телевизора. Для многих, в силу занятости, телевизионные эфиры — это недоступная роскошь. И большинство предпочитают смотреть любимые программы в интернете в удобное время.
Место телевизора теперь занимает экран домашнего кинотеатра с компактным проектором. А этот «чёрный квадрат» на стене гостиной, к счастью, можно встретить всё реже и реже.
8. Нужен дизайн, которого «как бы нет»
В интерьере этнического стиля совершеннейшим моветоном является наличие гарнитура. Не должно быть такого, чтобы вещи выглядели, будто они все куплены в одном магазине или собраны из одной коллекции.
Интерьер должен производить впечатление сложившегося почти случайно — будто у владельца этого дома не было дизайнера: он сам обладает прекрасным вкусом. Умеет сочетать вещи, которые ему достались от бабушки, привезены из путешествий, куплены где-то по случаю.
Рука дизайнера — в правильных интерьерах — не должна чувствоваться. Но при этом нужно, чтобы каждый предмет находился на своём месте. Если на протяжении долгих лет ты заходил в интерьер и понимал, что он дизайнерский, что к его формированию приложил руку профессионал, то сейчас задача стоит совершенно другая. Профессионализм должен быть выведен на такой уровень, чтобы стать практически незаметным.
И самое важное — это ощущение истории. Ведь что такое гостиная? Это общественное пространство дома, которое рассказывает о нас другим людям: наша визитка, наше лицо. И что мы показываем входящим? Семейную библиотеку? Но тогда она должна выглядеть так, как будто вы её собрали всей семьёй, — или являться таковой. Вы увлечены путешествиями? Тогда в гостиной это должно найти отражение.
Важны эмоции: когда интерьер вызывает чувство восторга не оттого, что он сделан очень богато или необычно, а оттого, что он без слов может рассказать о вас, вашем вкусе, о том, чем вы дышите.
9. Все без ума от радикального минимализма
В противоположность этому — и это совсем «свежак» — возвращается японский дизайн. То, о чём забыли уже лет двадцать назад. Когда я смотрел проекты, которые публикуются в Германии, Израиле, Франции, Китае, Бразилии, то с удивлением отметил, что появляются и невероятно свежо выглядят дико минималистичные проекты. Радикально минималистичные — это просто пустота.
Два года назад Ким Кардашьян опубликовала фото своего дома в Калифорнии, и этот интерьер попал на обложку американского AD (журнал Architectural Digest — прим. D4U). Он произвёл абсолютный фурор.
Это такой «чёрный квадрат» от интерьера: пространство, не наполненное ничем. В очень светлых тонах оно создаёт ощущение, будто и стены, и столы, и стулья — вкруговую — сделаны из известняка. Полное отсутствие какого бы то ни было текстиля.
И следом за этим суперминималистичным интерьером, который вызвал вау-эффект в сообществе, стали появляться радикальные, «японистые» интерьеры: белоснежные пространства домов-капсул, то есть больших по площади и при этом абсолютно пустых.
При том, сколько стоит сейчас недвижимость, особая роскошь — купить жильё, пространством которого ты в принципе не будешь пользоваться. Которое существует только ради воздуха.
Этот воздух, этот объём является самоцелью, без попытки как-то его задекорировать. Так, словно бы создаётся собственный микрокосмос, ничем, кроме воздуха и пространства, не заполненный. И это прямо самый свежий тренд — то, что нас ждёт в ближайшие годы. Это даже не 2022 — это 2023-2025.
На обложке: коллекция мебели Ольги Энгель POMPON (2019), фото предоставлено пресс-службой PAD Paris 2020
Комментарии