Когда рассматриваешь их проекты, создаётся ощущение попадания в тотально безупречные интерьеры, в своеобразный экстракт интерьерного дизайна на обложку. Не случайно каждый год проекты Антона и Марины Фруктовых публикуются в престижных архитектурных изданиях и получают награды. Сами они любят характеризовать свой подход как «дорогая простота»: интерьер — словно сшитый на заказчика костюм, впечатляющий и кроем, и материалами. В интервью дизайнеры поделились, как им удаётся достичь этого эффекта.
Антон и Марина Фруктовы
Выпускники МГХПА им. С. Г. Строганова. В 2004 году основали студию «Дизайн в кубе | Design3», которая с 2019 года известна как Fruktov Interiors. Студия ведёт проекты полного цикла, работая с домами и квартирами от 100 до 2000 м² в Москве, Европе и США.
Дизайнерская пара Фруктовых неоднократно входила в рейтинги лучших дизайнеров России, получала призы на конкурсах, участвовала в выставках и телевизионных передачах.
Обаяние «достаточно нейтральных интерьеров»
D4U: Ваши проекты поражают своей безупречностью и при этом, как кажется, полным отсутствием какого-то дизайнерского высказывания, которое часто встречается в авторских интерьерах. Вы намеренно делаете их такими «молчаливыми»?
Антон Фруктов (А. Ф.): Всегда есть эта грань — интерьер как искусство и интерьер как какая-то утилитарная вещь, создаваемая по заданию заказчика. И каждый проект тяготеет к одному из этих двух полюсов. Большинство интерьерных студий между этих двух полюсов себя пытаются найти и как-то определить «степень искусства» и «степень утилитарных прагматических решений». И чем сильнее мы приближаемся к искусству, тем больше уходят на задний план какие-то прикладные аспекты интерьера: функциональность, практичность, актуальность на протяжении длительного времени.
Марина Фруктова (М. Ф.): Соответственно, если делать только практичные интерьеры и во всём следовать пожеланиям клиентов, то все они будут одинаково удобные, очень похожие, и эффекта дизайнерского в них будет минимум. Мы, конечно же, как многие дизайнеры, отталкиваемся от того, с кем мы работаем. Ты предлагаешь клиенту ряд каких-то решений и смотришь, на что он готов. При этом наш темперамент таков, что мы не хотим менять человека. Поскольку и мы не любим, когда на нас давят и в авторитарном порядке говорят, что должно быть только так. И наши клиенты не любят давления.
А. Ф.: Мы внимательно впитываем все идеи, мысли, переживания заказчика, а потом добавляем своё видение: то, как это можно трансформировать, сделать профессионально, может быть, добавить какие-то видовые точки, акценты.
У нас нет задачи из каждого интерьера сделать музей или какую-то театральную постановку, что-то сценарное.
М. Ф.: Как с годами стало ясно, наши приоритеты — чтобы вещи были качественные, тактильно приятные, удобные. А, как мы знаем, какой-нибудь модный стул часто бывает неудобным.
А. Ф.: Например, какие-нибудь пластиковые прозрачные стулья как объект дизайна прекрасны, но мы навряд ли когда-нибудь будем в своих проектах их использовать, потому что на этих стульях неудобно сидеть.
М. Ф.: Мы просто не представляем, как можно долго сидеть на пластиковых стульях! И клиенты, которые к нам приходят, ровно так же смотрят на этот мир: помимо красоты, вещь должна быть удобной. Ведь это то, чем ты пользуешься ежедневно.
Поэтому баланс качества, удобства и эстетичности для нас находится в этой точке «достаточно нейтральных интерьеров».
На светильнике не нужно сидеть
D4U: Вы уделяете большое внимание декору. Это, например, концептуальные светильники от Димы Логинова, картины современных художников. Как предметы попадают в ваши интерьеры? С кем из художников вы любите работать?
М. Ф.: Вообще, это каждый раз новая подборка, потому что мы редко используем в проектах одни и те же вещи. Бывает, что фабрики повторяются. А предметы — светильники, объекты искусства — мы меняем. Что касается света, чаще всего в наших интерьерах его много, и он разный.
Свет может быть необычный, индивидуальный, потому что на свете не нужно сидеть и лежать. Он может быть какой угодно.
Неудобный стул мы не можем поставить, а необычный светильник повесить можем.
А. Ф.: Те светильники, про которые вы говорите, стали акцентом интерьера. Это была такая северная, аскетичная, отчасти скандинавская история, куда они очень органично вплелись с рельефом гор. Интуитивно они нам понравились, и мы их решили использовать.
М. Ф.: С искусством примерно такая же ситуация. Мы подбираем что-то на свой вкус, что-то вместе с клиентом. Иногда клиент приходит со своей коллекцией. Это всегда по-разному, и какого-то правила нет. При этом мы любим, чтобы искусство создавало некий контраст в интерьере, было ярким на общем нейтральном фоне.
А. Ф.: Чисто интерьерная нейтральная живопись нам нравится меньше. Выбирая авторов и картины, мы стараемся, чтобы эти работы были заметны, притягивали внимание.
М. Ф.: У нас два раза один и тот же художник нигде не повторяется. Но поскольку мы работаем с известными галереями, то всё это чаще всего — хорошее искусство. А авторы меняются.
А. Ф.: Последний раз у нас, например, в проекте были работы Сергея Бондарева, такие визуально насыщенные. Но один из наших принципов как раз в том, что вероятность повторного обращения к автору, работающему в подобной яркой и индивидуальной манере, невысока.
М. Ф.: И это относится ко всему интерьеру.
Я всегда говорю, что из объекта в объект у нас повторяются обычно только выключатели.
Остальное — это новые фабрики, новые модели тех же диванов. Это всего касается, а уж искусства — тем более. И люди разные! К концу проекта ты проникаешься общением с клиентами и уже понимаешь, что вот для этого подойдёт это, а для того — другое. Это чистое творчество, и ты не можешь сказать: вот я люблю Бондарева или, например, Кошлякова, и я только его буду предлагать.
D4U: Что первично — предмет декора, вокруг которого строится пространство, или планировочные решения? От чего вы отталкиваетесь, когда создаёте концепцию проекта?
М. Ф.: Планировочное и архитектурное решение, конечно, первично. А дальше создание интерьера может идти по двум направлениям, и это тоже зависит от клиента. Если человек приходит с более творческим видением, запросом, коллекцией объектов или предметов искусства, мы можем оттолкнуться от этого.
Но часто приходят люди, которые просто хотят современный, красивый, удобный интерьер. И они открыто говорят нам: «Вы предложите!» Они профессионалы в сфере медицины, юриспруденции, банковского дела — в интерьерах и в искусстве не обязаны разбираться.
А дальше нам нужно какое-то время, чтобы предложить людям то, что будет им соответствовать, срезонирует с их взглядом на жизнь. Проект интерьера движется поступательно, мы решаем все утилитарные задачи: планировки, цветовые гаммы. И уже потом, вишенкой на торте, добавляются акцентные детали: какие-то дизайнерские светильники, необычные предметы.
Мы понимаем, что у нас есть какая-то видовая точка — куда ты заходишь, куда гости приходят, гостиная или столовая — где хочется поместить что-то яркое. Но эти предметы ждут своего часа. Нужно время, чтобы они там проявились.
А. Ф.: Есть и обратная сторона: когда заказчик приходит к нам со своим видением и сформированным интересом к определённому историческому периоду или стилю. Мы, в свою очередь, подключаемся и тоже развиваемся в этой области. Помогает то, что мы всегда открыты новому.
Держась «срединного пути»
D4U: Насколько важно для вас выдерживать чистоту стиля в проектах — то есть если вы делаете интерьер в стиле минимализм, то он «классический», беспримесный, так же со сканди, ар-деко, классикой и так далее? Какие интерьерные стили вам близки?
М. Ф.: Конечно, у нас есть элементы скандинавского стиля, что-то бельгийское — северная Европа. Скандинавские классические интерьеры тоже близки нам — более строгие, сдержанные, чем привычная всем классика. Надо сказать, что за пятнадцать лет мы много обсуждали свой стиль, подход к интерьеру. У нас всё время получается «золотая середина», «срединный путь».
А. Ф.: Возможно, это связано с нашим характером.
Мы сами по себе достаточно спокойные люди — и ценим в интерьерах это спокойствие, баланс, естественность, отсутствие какой-то вычурности, нарочитости, когда, знаете, «дизайн ради дизайна».
М. Ф.: Да, когда видно, что очень старались!
А. Ф.: Это, конечно, не про нас. Мы ищем какое-то гармоничное, уютное и вневременное пространство, стараясь идею баланса транслировать на все наши интерьеры. В какой-то степени к нам часто именно за этим и обращаются.
Но, настраиваясь «в унисон» с клиентом, мы создаём довольно разные объекты: есть более классические, более современные. Какие-то поярче, потому что это больше соответствует темпераменту клиентов, какие-то спокойные, потому что кому-то нужен более нейтральный фон для жизни.
М. Ф.: Хотя у нас все проекты разные, но если смотреть их подряд, то, как говорят наши друзья дизайнеры, они всё равно все одинаковые.
Если мы делаем современный минималистичный интерьер, то всегда его как-то смягчим, добавим уюта, каких-то консервативных деталей. А если делаем классический интерьер, мы, наоборот, его «подсушим», сделаем более аскетичным и геометричным.
Наши интерьеры не радикальны. «Золотая середина» — это про нас.
А. Ф.: В самом начале у нас было очень много экспериментов. В какой стилистике мы только не работали! И потребовалось время, чтобы сформировать свои принципы. Конечно, они не настолько суровы и категоричны, как чёрное и белое. В нашем мире всё-таки присутствуют и оттенки, и полутона. Но постепенно наш собственный стиль сформировался, и сейчас, работая с любым пространством, мы привносим в него своё видение.
Интуитивный дизайн и шуба мехом внутрь
D4U: Гармоничное сочетание цветов и фактур — что это: ваша дизайнерская интуиция или расчёт? Какими принципами или приёмами вы руководствуетесь, собирая в единое целое поверхности, свет, предметы?
М. Ф.: Мне кажется, это скорее интуитивно. В начале любого проекта мы всегда делаем мудборды с настроением, с общим впечатлением. А потом в течение проекта что-то ещё подбираем, дозаказываем, и в конце концов оно между собой сочетается, потому что всё это выбиралось в соответствии с готовой концепцией.
А. Ф.: Всегда происходит эта настройка: на первых встречах мы достаточно чутко относимся к нашему клиенту, стараемся воспринять все его вибрации, полностью настроиться на него, на задачу. И потом всё, что дальше происходит, это очень интуитивная история.
D4U: Вы упоминали слово «уют». Некоторые дизайнеры принципиально отказываются от понятия уюта, говоря, что это субъективная категория. Есть ли для вас уют как некое объективное качество интерьера и в чём он выражается?
А. Ф.: Мы согласны с утверждением, что уют — это очень субъективно. Наверное, уют для наших интерьеров — это то самое ощущение безмятежности, спокойствия.
D4U: Ну, и ещё одно понятие — роскошь. Как вы относитесь к нему?
М. Ф.: У нас, дизайнеров, такая профдеформация. Если меня спросить, может ли тумбочка для кровати стоить двадцать пять тысяч евро, я отвечу, что, наверное, это уже роскошь. Но если это винтаж или антиквариат, то это просто хорошее вложение денег.
Это раньше роскошью считалось белое с золотом, избыточность. А сейчас роскошь — это когда всё, чем ты пользуешься, доставляет удовольствие: тактильное, визуальное. Мы очень любим качественные, надёжные вещи, которые не только на фото смотрятся хорошо, но и хороши в повседневном использовании.
Вот есть fast fashion — быстро, красиво, для инстаграма, а мы любим такие вещи, которые ты купил, и они будут тебя радовать много лет.
Ты будешь садиться в это кресло, трогать столешницу этого стола и думать: ну, вот это вещь.
М. Ф.: Отчасти наш подход можно охарактеризовать как «шуба мехом внутрь». «Мехом внутрь» — когда вещь не кричит всей своей внешностью, что она роскошная, уникальная, но человек, приобретая её, просто это чувствует.
А ещё бывает, когда поставщики нам что-то предлагают, мы говорим: «Это слишком красиво, мы не можем это использовать».
А. Ф.: Заказчиков очень веселит такой критерий «слишком красиво», но они быстро впитывают этот подход и разделяют наше отношение к подбору предметов.
D4U: Каков заказ вашей мечты? Какой проект вы ещё не создали, но мечтаете его воплотить?
М. Ф.: Думаю, заказ мечты пока впереди. Мы достаточно молоды. Надеюсь, будет ещё что-то такое, что нас взбудоражит, но, конечно, удивляться с каждым годом становится всё сложнее.
Когда было двадцать пять, казалось вот если появится объект на 300, 500 квадратных метров — это будет классно. Когда было тридцать, ты думаешь: если придёт клиент и скажет «делайте что хотите, вот вам неограниченный бюджет и никаких временных рамок», — и вот это будет классно. Когда тебе сорок, ты понимаешь, что во многом это уже просто работа. И заказом мечты становится, когда клиенты сами что-то необычное хотят воплотить.
А. Ф.: Для меня заказ мечты — это когда тебя очень вдохновляет личность клиента, его интересы, его желания! И когда мы, только попадая в новое пространство, понимаем потенциал этой архитектуры, что здесь можно сделать. Когда это соединяется вместе — и личность, и архитектура, и задачи — это и есть что-то близкое к заказу мечты.
Фото предоставлены студией Fruktov Interiors
Комментарии