D4U - дизайн для тебя+74951182888partners@d4u.ru

Когда рассматриваешь их проекты, создаётся ощущение попадания в тотально безупречные интерьеры, в своеобразный экстракт интерьерного дизайна на обложку. Не случайно каждый год проекты Антона и Марины Фруктовых публикуются в престижных архитектурных изданиях и получают награды. Сами они любят характеризовать свой подход как «дорогая простота»: интерьер — словно сшитый на заказчика костюм, впечатляющий и кроем, и материалами. В интервью дизайнеры поделились, как им удаётся достичь этого эффекта.

Антон и Марина Фруктовы

Антон и Марина Фруктовы

Выпускники МГХПА им. С. Г. Строганова. В 2004 году основали студию «Дизайн в кубе | Design3», которая с 2019 года известна как Fruktov Interiors. Студия ведёт проекты полного цикла, работая с домами и квартирами от 100 до 2000 м² в Москве, Европе и США.

Дизайнерская пара Фруктовых неоднократно входила в рейтинги лучших дизайнеров России, получала призы на конкурсах, участвовала в выставках и телевизионных передачах.

Обаяние «достаточно нейтральных интерьеров»

D4U: Ваши проекты поражают своей безупречностью и при этом, как кажется, полным отсутствием какого-то дизайнерского высказывания, которое часто встречается в авторских интерьерах. Вы намеренно делаете их такими «молчаливыми»?

Антон Фруктов (А. Ф.): Всегда есть эта грань — интерьер как искусство и интерьер как какая-то утилитарная вещь, создаваемая по заданию заказчика. И каждый проект тяготеет к одному из этих двух полюсов. Большинство интерьерных студий между этих двух полюсов себя пытаются найти и как-то определить «степень искусства» и «степень утилитарных прагматических решений». И чем сильнее мы приближаемся к искусству, тем больше уходят на задний план какие-то прикладные аспекты интерьера: функциональность, практичность, актуальность на протяжении длительного времени.

Проект «Вавилова-4». Гостиная-столовая. Картина Tasha Artzolotoe, «Вечерний» (серия «Спонтанные танцы»)

Марина Фруктова (М. Ф.): Соответственно, если делать только практичные интерьеры и во всём следовать пожеланиям клиентов, то все они будут одинаково удобные, очень похожие, и эффекта дизайнерского в них будет минимум. Мы, конечно же, как многие дизайнеры, отталкиваемся от того, с кем мы работаем. Ты предлагаешь клиенту ряд каких-то решений и смотришь, на что он готов. При этом наш темперамент таков, что мы не хотим менять человека. Поскольку и мы не любим, когда на нас давят и в авторитарном порядке говорят, что должно быть только так. И наши клиенты не любят давления.

Проект «Вавилова-4». Гостиная-столовая

А. Ф.: Мы внимательно впитываем все идеи, мысли, переживания заказчика, а потом добавляем своё видение: то, как это можно трансформировать, сделать профессионально, может быть, добавить какие-то видовые точки, акценты.

У нас нет задачи из каждого интерьера сделать музей или какую-то театральную постановку, что-то сценарное.

М. Ф.: Как с годами стало ясно, наши приоритеты — чтобы вещи были качественные, тактильно приятные, удобные. А, как мы знаем, какой-нибудь модный стул часто бывает неудобным.

Проект «Докучаев переулок». Гостиная

А. Ф.: Например, какие-нибудь пластиковые прозрачные стулья как объект дизайна прекрасны, но мы навряд ли когда-нибудь будем в своих проектах их использовать, потому что на этих стульях неудобно сидеть.

М. Ф.: Мы просто не представляем, как можно долго сидеть на пластиковых стульях! И клиенты, которые к нам приходят, ровно так же смотрят на этот мир: помимо красоты, вещь должна быть удобной. Ведь это то, чем ты пользуешься ежедневно.

Поэтому баланс качества, удобства и эстетичности для нас находится в этой точке «достаточно нейтральных интерьеров».

На светильнике не нужно сидеть

D4U: Вы уделяете большое внимание декору. Это, например, концептуальные светильники от Димы Логинова, картины современных художников. Как предметы попадают в ваши интерьеры? С кем из художников вы любите работать?

М. Ф.: Вообще, это каждый раз новая подборка, потому что мы редко используем в проектах одни и те же вещи. Бывает, что фабрики повторяются. А предметы — светильники, объекты искусства — мы меняем. Что касается света, чаще всего в наших интерьерах его много, и он разный.

Свет может быть необычный, индивидуальный, потому что на свете не нужно сидеть и лежать. Он может быть какой угодно.

Неудобный стул мы не можем поставить, а необычный светильник повесить можем.

Проект «Английский квартал». Светильники Mountain View, дизайнер Дима Логинов

А. Ф.: Те светильники, про которые вы говорите, стали акцентом интерьера. Это была такая северная, аскетичная, отчасти скандинавская история, куда они очень органично вплелись с рельефом гор. Интуитивно они нам понравились, и мы их решили использовать.

Проект Vander Park #2. Столовая. Светильник выполнен по авторским эскизам Антона и Марины Фруктовых
Проект «Доминион». Столовая. Люстра Tom Dixon Melt Pendant, Melt Mini Pendant

М. Ф.: С искусством примерно такая же ситуация. Мы подбираем что-то на свой вкус, что-то вместе с клиентом. Иногда клиент приходит со своей коллекцией. Это всегда по-разному, и какого-то правила нет. При этом мы любим, чтобы искусство создавало некий контраст в интерьере, было ярким на общем нейтральном фоне.

Проект «Доминион». Гостиная. Картина Натальи Залозной, галерея 11.12, скульптура Ульяны Хохловой, люстра Quasar

А. Ф.: Чисто интерьерная нейтральная живопись нам нравится меньше. Выбирая авторов и картины, мы стараемся, чтобы эти работы были заметны, притягивали внимание.

Проект «Докучаев переулок». Ванная. Картина из шоурума Repeat story

М. Ф.: У нас два раза один и тот же художник нигде не повторяется. Но поскольку мы работаем с известными галереями, то всё это чаще всего — хорошее искусство. А авторы меняются.

А. Ф.: Последний раз у нас, например, в проекте были работы Сергея Бондарева, такие визуально насыщенные. Но один из наших принципов как раз в том, что вероятность повторного обращения к автору, работающему в подобной яркой и индивидуальной манере, невысока.

Проект «Докучаев переулок». Гостиная. На столе и на камине: скульптуры «Светлый торс» и «Светлый торс #2» Тараса Левко. Над камином: «Лиловая роза» Сергея Бондарева, Orekhov Gallery

М. Ф.: И это относится ко всему интерьеру.

Я всегда говорю, что из объекта в объект у нас повторяются обычно только выключатели.

Остальное — это новые фабрики, новые модели тех же диванов. Это всего касается, а уж искусства — тем более. И люди разные! К концу проекта ты проникаешься общением с клиентами и уже понимаешь, что вот для этого подойдёт это, а для того — другое. Это чистое творчество, и ты не можешь сказать: вот я люблю Бондарева или, например, Кошлякова, и я только его буду предлагать.

Проект «Докучаев переулок». Каждому объекту в итоге находится оптимальное место. Скульптура «Идеальное равновесие» Андрея Осташова

D4U: Что первично — предмет декора, вокруг которого строится пространство, или планировочные решения? От чего вы отталкиваетесь, когда создаёте концепцию проекта?

М. Ф.: Планировочное и архитектурное решение, конечно, первично. А дальше создание интерьера может идти по двум направлениям, и это тоже зависит от клиента. Если человек приходит с более творческим видением, запросом, коллекцией объектов или предметов искусства, мы можем оттолкнуться от этого.

Но часто приходят люди, которые просто хотят современный, красивый, удобный интерьер. И они открыто говорят нам: «Вы предложите!» Они профессионалы в сфере медицины, юриспруденции, банковского дела — в интерьерах и в искусстве не обязаны разбираться.

А дальше нам нужно какое-то время, чтобы предложить людям то, что будет им соответствовать, срезонирует с их взглядом на жизнь. Проект интерьера движется поступательно, мы решаем все утилитарные задачи: планировки, цветовые гаммы. И уже потом, вишенкой на торте, добавляются акцентные детали: какие-то дизайнерские светильники, необычные предметы.

Проект «Вавилова 4». Люстра Italamp

Мы понимаем, что у нас есть какая-то видовая точка — куда ты заходишь, куда гости приходят, гостиная или столовая — где хочется поместить что-то яркое. Но эти предметы ждут своего часа. Нужно время, чтобы они там проявились.

А. Ф.: Есть и обратная сторона: когда заказчик приходит к нам со своим видением и сформированным интересом к определённому историческому периоду или стилю. Мы, в свою очередь, подключаемся и тоже развиваемся в этой области. Помогает то, что мы всегда открыты новому.

Держась «срединного пути»

D4U: Насколько важно для вас выдерживать чистоту стиля в проектах — то есть если вы делаете интерьер в стиле минимализм, то он «классический», беспримесный, так же со сканди, ар-деко, классикой и так далее? Какие интерьерные стили вам близки?

М. Ф.: Конечно, у нас есть элементы скандинавского стиля, что-то бельгийское — северная Европа. Скандинавские классические интерьеры тоже близки нам — более строгие, сдержанные, чем привычная всем классика. Надо сказать, что за пятнадцать лет мы много обсуждали свой стиль, подход к интерьеру. У нас всё время получается «золотая середина», «срединный путь».

Проект «Английский квартал». Спальня
Проект «Вавилова-4». Спальня

А. Ф.: Возможно, это связано с нашим характером.

Мы сами по себе достаточно спокойные люди — и ценим в интерьерах это спокойствие, баланс, естественность, отсутствие какой-то вычурности, нарочитости, когда, знаете, «дизайн ради дизайна».

М. Ф.: Да, когда видно, что очень старались!

А. Ф.: Это, конечно, не про нас. Мы ищем какое-то гармоничное, уютное и вневременное пространство, стараясь идею баланса транслировать на все наши интерьеры. В какой-то степени к нам часто именно за этим и обращаются.

Проект Vander Park #2. Редкий для студии интерьер в насыщенных тонах

Но, настраиваясь «в унисон» с клиентом, мы создаём довольно разные объекты: есть более классические, более современные. Какие-то поярче, потому что это больше соответствует темпераменту клиентов, какие-то спокойные, потому что кому-то нужен более нейтральный фон для жизни.

М. Ф.: Хотя у нас все проекты разные, но если смотреть их подряд, то, как говорят наши друзья дизайнеры, они всё равно все одинаковые.

Если мы делаем современный минималистичный интерьер, то всегда его как-то смягчим, добавим уюта, каких-то консервативных деталей. А если делаем классический интерьер, мы, наоборот, его «подсушим», сделаем более аскетичным и геометричным.

Наши интерьеры не радикальны. «Золотая середина» — это про нас.

Проект «Вавилова-4». Спальня
Стенд на выставке Batimat

А. Ф.: В самом начале у нас было очень много экспериментов. В какой стилистике мы только не работали! И потребовалось время, чтобы сформировать свои принципы. Конечно, они не настолько суровы и категоричны, как чёрное и белое. В нашем мире всё-таки присутствуют и оттенки, и полутона. Но постепенно наш собственный стиль сформировался, и сейчас, работая с любым пространством, мы привносим в него своё видение.

Интуитивный дизайн и шуба мехом внутрь

D4U: Гармоничное сочетание цветов и фактур — что это: ваша дизайнерская интуиция или расчёт? Какими принципами или приёмами вы руководствуетесь, собирая в единое целое поверхности, свет, предметы?

М. Ф.: Мне кажется, это скорее интуитивно. В начале любого проекта мы всегда делаем мудборды с настроением, с общим впечатлением. А потом в течение проекта что-то ещё подбираем, дозаказываем, и в конце концов оно между собой сочетается, потому что всё это выбиралось в соответствии с готовой концепцией.

Проект «Доминион». Спальня. Картина Владимира Семенского «Селфи», галерея 11.12

А. Ф.: Всегда происходит эта настройка: на первых встречах мы достаточно чутко относимся к нашему клиенту, стараемся воспринять все его вибрации, полностью настроиться на него, на задачу. И потом всё, что дальше происходит, это очень интуитивная история.

Проект «Кронштадтский бульвар». Детская
Проект «Кронштадтский бульвар». Кухня
Проект «Кронштадтский бульвар». Столовая

D4U: Вы упоминали слово «уют». Некоторые дизайнеры принципиально отказываются от понятия уюта, говоря, что это субъективная категория. Есть ли для вас уют как некое объективное качество интерьера и в чём он выражается?

А. Ф.: Мы согласны с утверждением, что уют — это очень субъективно. Наверное, уют для наших интерьеров — это то самое ощущение безмятежности, спокойствия.

Проект Vander Park #2. Гостиная
Проект «Вавилова-4». Гостиная

D4U: Ну, и ещё одно понятие — роскошь. Как вы относитесь к нему?

М. Ф.: У нас, дизайнеров, такая профдеформация. Если меня спросить, может ли тумбочка для кровати стоить двадцать пять тысяч евро, я отвечу, что, наверное, это уже роскошь. Но если это винтаж или антиквариат, то это просто хорошее вложение денег.

Это раньше роскошью считалось белое с золотом, избыточность. А сейчас роскошь — это когда всё, чем ты пользуешься, доставляет удовольствие: тактильное, визуальное. Мы очень любим качественные, надёжные вещи, которые не только на фото смотрятся хорошо, но и хороши в повседневном использовании.

Вот есть fast fashion — быстро, красиво, для инстаграма, а мы любим такие вещи, которые ты купил, и они будут тебя радовать много лет.

Ты будешь садиться в это кресло, трогать столешницу этого стола и думать: ну, вот это вещь.

Проект «Вавилова-4». Спальня
Проект «Английский квартал». Гостиная

М. Ф.: Отчасти наш подход можно охарактеризовать как «шуба мехом внутрь». «Мехом внутрь» — когда вещь не кричит всей своей внешностью, что она роскошная, уникальная, но человек, приобретая её, просто это чувствует.

А ещё бывает, когда поставщики нам что-то предлагают, мы говорим: «Это слишком красиво, мы не можем это использовать».

А. Ф.: Заказчиков очень веселит такой критерий «слишком красиво», но они быстро впитывают этот подход и разделяют наше отношение к подбору предметов.

D4U: Каков заказ вашей мечты? Какой проект вы ещё не создали, но мечтаете его воплотить?

М. Ф.: Думаю, заказ мечты пока впереди. Мы достаточно молоды. Надеюсь, будет ещё что-то такое, что нас взбудоражит, но, конечно, удивляться с каждым годом становится всё сложнее.

Проект «Доминион». Спальня

Когда было двадцать пять, казалось вот если появится объект на 300, 500 квадратных метров — это будет классно. Когда было тридцать, ты думаешь: если придёт клиент и скажет «делайте что хотите, вот вам неограниченный бюджет и никаких временных рамок», — и вот это будет классно. Когда тебе сорок, ты понимаешь, что во многом это уже просто работа. И заказом мечты становится, когда клиенты сами что-то необычное хотят воплотить.

Проект «Доминион». Гостиная

А. Ф.: Для меня заказ мечты — это когда тебя очень вдохновляет личность клиента, его интересы, его желания! И когда мы, только попадая в новое пространство, понимаем потенциал этой архитектуры, что здесь можно сделать. Когда это соединяется вместе — и личность, и архитектура, и задачи — это и есть что-то близкое к заказу мечты.

Фото предоставлены студией Fruktov Interiors

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Советы и идеи по обустройству дома, тренды и последние новости из мира дизайна
Расскажите близким
Комментарии

Статьи по теме

Экскурсия по выставке Salone del Mobile 2024
Видео
Экскурсия по выставке Salone del Mobile 2024
Дизайн для тебя
11 Мая 2024
Выставка MosBuild пройдёт в Москве с 13 по 16 мая 2024 года
Новости
Выставка MosBuild пройдёт в Москве с 13 по 16 мая 2024 года
Дизайн для тебя
11 Мая 2024
Иметь или не иметь: наливной пол в квартире и доме
Советы и идеи
Иметь или не иметь: наливной пол в квартире и доме
Андрей Донец
10 Мая 2024
На ВДНХ пройдут тематические события, посвящённые Дню Победы
Новости
На ВДНХ пройдут тематические события, посвящённые Дню Победы
Дизайн для тебя
9 Мая 2024
Как отличить грамотную планировку квартиры от плохой: советы дизайнера
Советы и идеи
Как отличить грамотную планировку квартиры от плохой: советы дизайнера
Александра Михеева
8 Мая 2024
Фишки стильного интерьера
Видео
Фишки стильного интерьера
Дизайн для тебя
7 Мая 2024
Модный дом Gucci переиздал знаковые объекты дизайна в цвете бордо
Новости
Модный дом Gucci переиздал знаковые объекты дизайна в цвете бордо
Дизайн для тебя
7 Мая 2024
Подоконник по-новому: 5 практичных идей и 55 уютных примеров
Фотоподборки
Подоконник по-новому: 5 практичных идей и 55 уютных примеров
Мария Орехова
6 Мая 2024
Португальский дизайнер Рикардо Са создал стол с лежанкой для кошки
Новости
Португальский дизайнер Рикардо Са создал стол с лежанкой для кошки
Дизайн для тебя
4 Мая 2024
Уличная мебель для сада, террасы, балкона: 60 вдохновляющих идей для обустройства открытых пространств
Фотоподборки
Уличная мебель для сада, террасы, балкона: 60 вдохновляющих идей для обустройства открытых пространств
Мария Орехова
3 Мая 2024
Сколько стоит ремонт в санузле
Видео
Сколько стоит ремонт в санузле
Дизайн для тебя
2 Мая 2024
Объявлены победители юбилейной премии Design.now
Новости
Объявлены победители юбилейной премии Design.now
Дизайн для тебя
2 Мая 2024
загрузить еще